…из козьих шкур. Он был найден моряками на чилийском острове Мас-а-Тьерра, возле которого судно бросило якорь.
Пришелец пытался что-то объяснить, но его английский язык с трудом поддавался пониманию. Это был не кто иной, как Александр Селькирк, послуживший прототипом для романа Даниеля Дефо «Робинзон Крузо».
Как впоследствии стало известно, Селькирк был вторым помощником капитана на одном из английских пиратских суден, которое в октябре 1704 года стало на якорь возле острова Мас-а-Тьерра, чтобы провести ремонтные работы после повредившего судно шторма.
Александр предложил сделать капитальный ремонт, но капитан настаивал на небольшой починке, чтобы не тратить зря времени. Повздорив с капитаном и не получив поддержки со стороны команды, вспыльчивый Александр высадился на острове.
Надеясь, что вскоре его обязательно подберет какой-нибудь корабль, который зайдет на остров пополнить запасы воды, Александр прихватил с собой только ружье с небольшим запасом пороха и пуль, топор, нож, подзорную трубу, одеяло и немного табака.
Оставшись один на один с матушкой-природой, Александр построил себе хижину, приручил диких овец, охотился на морских черепах и рыбачил. Кроме того, он нашел на острове много питательных корнеплодов, злаков и фруктов. Огонь добывал трением, а одежду шил из козьих шкур.
В отличие от литературного Робинзона, Селькирк прожил на острове не двадцать восемь лет, а четыре года и четыре месяца. Когда он вернулся в Англию, то выяснилось, что его корабль, вскоре после того как покинул остров, попал в сильный шторм и затонул.
Остров Мас-а-Тьерра постоянно служил чьим-то пристанищем. В течение только одного столетия, помимо Александра Селькирка, здесь по очереди «робинзонили» больше десятка человек.
Например, чернокожий моряк, спасшийся с затонувшего поблизости торгового судна, прожил на острове три года. Потом здесь осел на долгие годы американский индеец, высаженный с корабля английскими пиратами.
В 1687 году на острове поселились девять матросов, брошенных здесь своим капитаном за азартную игру в кости. Правда, и здесь они не прекращали играть, разделив остров на части, которые они проигрывали друг другу.
Почувствовать себя в шкуре Робинзона пришлось и русскому охотнику Якову Минькову, прожившему на острове Беринга, что в Беринговом море, целых семь лет.
В 1805 году его специально высадили на острове «для караулу» песцовых шкур, добытых во время промыслового сезона. Через два месяца за ним должны были вернуться, но по неизвестным причинам этого не произошло.
Бедняге пришлось пережить семь лютых зим в маленькой рыболовной хижине. Спасался Яков рыбалкой, огонь добывал кремнем, изношенную одежду и обувь заменил шкурами песцов, морских котиков и сивучей, добытых на охоте.
Только в 1812 году Минькова сняла с острова проходившая мимо шхуна морехода Васильева!
До сих пор рекорд по вынужденному пребыванию человека на безлюдном острове принадлежит Джереми Бибсу, который, будучи четырнадцатилетним юнгой, оказался единственным, кто спасся из экипажа английской шхуны «Прекрасное блаженство», потерпевшей в 1911 году кораблекрушение в южной части Тихого океана.
Добравшись до ближайшего кораллового острова, Джереми, благодаря знаниям, почерпнутым из книги Дефо, построил себе хижину, изготовил лук и стрелы для охоты на птиц, яйцами которых и питался, рыбачил, ел плоды кокосовой пальмы, пил кокосовое молоко.
Только в 1985 году экипаж случайно оказавшегося здесь немецкого судна неожиданно заприметил его и доставил на родину. К тому времени Джереми Бибсу исполнилось восемьдесят восемь лет!
15.03.2005 13:53