Мы говорим «Ющенко», подразумеваем – «партия»…
08.06.2005 10:18
…гениальной. Нет, с точки зрения удачно трудоустроившейся оранжевой партноменклатуры «партия Ющенко» нужна как воздух, поскольку «народный Президент», а точнее его недюжинные административные полномочия и необъятный авторитет, - это основной ресурс, на который они могут опереться.



Однако что касается политической корысти для всей президентской команды и ее ключевых акционеров, то тут мыслителей с Банковой уже одолевают серьезные сомнения. Народный союз «Наша Украина» вместо того, чтобы логично стать этакой «Солидарностью» или «Народным фронтом», превращается во вторую КПСС периода глубокого застоя. И являет собой пример того, как из продуктивной идеи при бюрократическом усердии можно сделать механизм саморазрушения.

Доверь дело комсомольцам…

Методы и подходы к построению «руководящей и направляющей» партии вызвали нарекания почти с первых же дней ее созидания. Проблема оказалась в том, что наиболее активным наполнителем НСНУ стали не романтики, мерзшие на Майдане, а ново-старая номенклатура, которая, точь в точь как и при советской власти, увидела во вступлении в партию стимул для закрепления в кресле и продвижения по службе. Эта категория «сторонников оранжевой революции» и стала определять лицо партии, затмевая светлый лик Гаранта.

В итоге мало какая учредительная конференция местной ячейки НСНУ обходится без скандала. В Виннице, например, партийцы-романтики, придя на собрание, с удивлением обнаружили 600 абсолютно новых и дотоле неизвестных им однопартийцев, из-за чего началось даже судебное разбирательство, закончившееся приостановкой свидетельства о регистрации. Как пишет Обком, к таким собраниям обычно привлекались омоновцы. Громким судебным разбирательством грозит завершиться и создание Киевской областной организации НСНУ. А в Ровно, где губернаторствует тяжелый на руку член УНП Василий Червоний, дело дошло даже до драки.

Причем перевес «своих» оранжевая номенклатура обеспечивала путем принятия нужного числа членов партии центральным президиумом под председательством Романа Безсмертного.

Приятный во всех отношениях бывший парламентский глашатай Леонида Кучмы логично обеспечивает управляемость политической опоры Президента, а идейные революционеры-майданщики или вольные члены дружественных партий для этого годятся мало. Куда как надежней чиновники, которых можно держать в узде и по партийной, и по служебной линии.

Однако если в партии окажутся одни «служилые люди», то «романтики» логично станут добычей других, более харизматичных партий, а президентская партия будет держаться исключительно на костылях админресурса и персональной любви народа к Виктору Ющенко.

Правда, и это не беда, если бюрократическую партию имени Президента удастся красиво закамуфлировать в красивом провластном блоке. Над этим проектом трудится все тот же вице-премьер Роман Безсмертный, неизвестно когда успевающий за партийными хлопотами выкраивать время и для административной реформы.

Однако и проект создания провластного супер-блока стал определенно буксовать.

Лучше с умным потерять…

Если прозвучавшее в феврале предложение Виктора Андреевича создать блок совместно с Юлией Тимошенко и Владимиром Литвином можно было считать таким, от которого трудно отказаться, то сейчас, по прошествии нескольких наполненных событиями месяцев, принять его можно разве что под угрозой физической расправы.

Глобальная причина в том, что менее чем за полгода властвования команда Банковой успела набрать столько негатива, что даже непререкаемый авторитет Ющенко не делает союз с НСНУ особо привлекательным.

Кроме того, есть и субъективные причины. Юлия Тимошенко уже начала чувствовать себя в роли «девочки для битья», на которую господа, стоящие у трона, намерены перекинуть весь негатив новой власти. Она также смогла понять, что занимать доминирующую позицию в провластном блоке и, соответственно, играть первую скрипку в послевыборных раскладах ей никто не даст, а потому и участвовать в этом безумном предприятии нет никакого смысла.

Владимир Литвин, в свою очередь почувствовав безопасность, все чаще допускает оппозиционные нотки в своих высказываниях. Он как бы нехотя принял сторону оппозиции в «ужгородском инциденте» и в делах Колесникова и Ризака и стал регулярно делать замечания в адрес власти.

Когда же Владимира Михайловича напрямую спросили, как он относится озвученному формату первой пятерки провластного блока (Ющенко, Тимошенко, Литвин, Омельченко, Порошенко), спикер выдавил из себя целый ряд наболевших претензий.

Во-первых, он возмутился, что его ставят перед фактом. По всей видимости, спорные вопросы между Литвином и Банковой, а именно – относительно безопасности бизнеса, близкого к главе парламента, никак не решены. Поэтому глава парламента призвал говорить с ним не через прессу, а за столом переговоров.

Во-вторых, спикер прямо отметил: «Я не советую Президенту Украины создавать президентскую партию». Подчеркнув таким образом, насколько непривлекательной стала для него идея союза с детищем Безсмертного.

Последнее замечание особенно сильно задело функционеров НСНУ, которые устами главы фракции «Наша Украина» Николая Мартыненко развернули целую дискуссию, аргументируя, что ни Ющенко без партии, ни партия без Ющенко жить не могут. Что, в принципе, в отношении партии – сущая правда…

Что же касается присутствия в гипотетической «пятерке» Омельченко и Порошенко, то первый способен вызвать бурю негативных эмоций у основной ударной силы революции – киевлян, а второй, в лучшем случае, вызовет у многих украинцев вопрос: «А кто это?».

Посему менее чем за год до парламентских выборов вопрос о формате, в котором президентская команда пойдет на решающий штурм властной вершины, остается открытым. Ни одна из ранее заявленных формул пока не доказала свою жизнеспособность. В сухом остатке Банковой остаются по-прежнему только две палочки-выручалочки – светлый лик Виктора Ющенко и административный ресурс. Чем богаты…