«Папа» шансона
21.05.2004 17:21
…(не блатного, а того, настоящего, который о любви) вряд ли кто-то когда-либо достигнет популярности маленького армянина Шарля Азнавура, которому 22 мая исполняется 80 лет.

Девять из более чем тысячи его композиций входят в число лучших французских песен всех времен. По опросу журнала «Тайм», Азнавур был назван лучшим эстрадным исполнителем ХХ века. Его концерты называют двумя часами нежности, ностальгии и любви. А мэтр французской песни Морис Шевалье когда-то написал: «Он поет о любви так, как до сих пор еще никто не пел. Он поет так, как сам любит, чувствует и страдает». Он продал более 100 млн. записей, и хотя шансон появился задолго до Азнавура, именно он сделал его столь любимым массами.

Однако прежде чем это произошло, Шаануру Варнагу Азнавуряну (Шарль Азнавур – псевдоним, который только в 1950-е годы вписали в его документы) довелось пройти через множество испытаний.

Он родился в Париже, в семье армянских переселенцев. Посещал театральную школу, уже в пять лет играл перед зрителями на скрипке, в девять дебютировал на сцене, исполняя русские танцы, а также пел дома и в церковной капелле. Говорят, Азнавур решил стать шансонье после того, как в 9 лет услышал одну из песен Мориса Шевалье.

Однако публика его не восприняла. Когда ему исполнилось девятнадцать лет, он дебютировал в «Олимпии» – провал был полнейший. Один парижский критик даже написал: «Надо быть сумасшедшим, чтобы с такой внешностью и таким голосом выходить на сцену». Шарлю приходилось довольствоваться жалко оплачиваемыми эпизодическими ролями в небольших театрах и маленьких кабаре.

Первым артистическим успехом Азнавура стали песни, написанные им для Эдит Пиаф. Знакомство с ней стало главным стимулом в профессиональной жизни Азнавура. Он научился у нее всему, что можно узнать об искусстве шансонье.

В течение восьми лет Шарль пользовался покровительством и поддержкой Эдит. Он был ее водителем, носильщиком, секретарем, мыл посуду и при всем этом никогда не был ее любовником.

Правда, его фамилия по-прежнему действовала на публику раздражающе. Его беспощадно освистывали. Только выступая на концертах Пиаф, он был в безопасности – публика считала, что на вечере Эдит свистеть непристойно.

Успех пришел совершенно неожиданно. Программа, которую Азнавур исполнял ежедневно и которую принимали молча, однажды вызвала аплодисменты. Шесть лет понадобилось ему, чтобы завоевать парижан. Теперь о нем писали другое: «Его несильный, легко вибрирующий голос превращает любую песню в маленькое произведение искусства. Он создает произведения, полные раздумий и печали».

После того как одна известная фирма звукозаписи предложила Азнавуру стать ее певцом номер один, его песни зазвучали во всех уголках планеты. Все напевали хиты шансонье, Америка объявила его «выдающимся явлением современного искусства», а его голос сравнивали с ногами Пеле и глазами Элизабет Тэйлор.

О Шарле Азнавуре известно почти все. Поэтому пресса относится к нему с уважением, но без свойственной ей навязчивости. Ведь в его личной жизни нет ничего необычного – бурная молодость и «спокойная» зрелость. Несмотря на свой небольшой рост, Азнавур никогда не жаловался на отсутствие внимания со стороны прекрасного пола. Трудно сказать, чем это объяснялось – то ли природным обаянием маленького шансонье, то ли пресловутым кавказским темпераментом, но недостатка в подружках он не испытывал.

После двух неудачных браков Шарль женился на шведке Улле Тюрсель, бывшей модели, устроив пышную свадьбу и обвенчавшись в армянской церкви в Париже. Вот уже тридцать три года они живут вместе.

В день презентации своего нового альбома «Je Voyage» Шарль Азнавур сказал: «Я перестану петь в тот день, когда не смогу подняться на сцену. Не выношу бездействия, люблю жизнь и движение».