…заинтересовали. Что ли и себе посмотреть, чего там такого «золотой мальчик» наваял, что приводит мужское население в состояние эйфории?
Единственная знакомая дама, отсидевшая на сеансе, сухо прокомментировала: «Жесткий фильм». Но «жесткость» ощутила не я, а мои уставшие после 8-часового сидения у монитора глазки, которые на 15-й минуте сплошных крупных планов начали пускать слезки. Жалко было не мальчиков, которых на экране нежно обривали и сурово готовили к «реалиям Афгана», жалко было глазок. Федя Бондарчук, несомненно, человек очень талантливый, но увлекающийся. Крупными планами все больше носов и шей. За что любовь такая у него к этим частям мужского тела – надо спросить у Фрейда.
Впрочем, увлекся Федя не только крупными планами, но и «ручной» камерой, которая заставляла и без того не идеальных скачущих мальчиков еще и дополнительно дергаться, с завидной регулярностью выпадать из кадра и плохо имитировать уже не столь модный «эффект присутствия». Не всегда удачные монтажные стыки таких кинематографических изысков заставляли сердце больно сжиматься, глазки – слезиться, а холодный рассудок молча сопеть в две дырочки: там пацанов наших «духи» стреляют, а я тут в киноязыке копаюсь.
Ну, если говорить о киноязыке, то Федя Бондарчук не очень старательный ученик у папы оказался – в свое время батальные сцены и панорамные съемки сделали фильм Сергей Бондарчука «Война и мир» оскаровским лауреатом, что маловероятно светит «9 роте». Экзамен по панорамам – на «троечку».
Конечно, конечно, о каком кино может идти речь, когда наших пацанов забывают в спешке выхода из Афгана, свои «мочат» своих, и вообще – все не «понарошку, а взаправду». Вот только как-то с пацанами у нас подозрительно сложилось: один – филолог, второй – медик, третий – художник – в общем, сплошная интеллигенция, и только один «наш» человек – на помойках пасся, с нехорошими женщинами дружил и личико всем чистил с завидным постоянством. Впрочем, пацан в шрамах, но очень жизненно-правильный – любимый персонаж нового российского кино вот уже второй десяток лет.
Так же как и рефлексирующая богема, цитирующая Фрейда и отправившаяся на войну для того, «чтобы ничего лишнего – жизнь и смерть…». И вся эта замечательная компания мило отживает свои дни до дембеля, по-взрослому нюхает порох, любуется видами Афганистана и ведет подозрительное существование – то в кишлак за спичками «сгуляет», то на посту задремлет, то Новый год отметит как-то слишком весело и с надрывом.
Настоящее мужское кино про настоящих мужчин. И места женщине нет ни на экране, ни в зрительном зале. Хотя нет, вру – женщина в фильме была. Одна. В лучших традициях нового российского кино, припорошенного старым добрым советским кинематографическим символизмом – нежная блондинка-Белоснежка, которая всех любила. И ее тоже все любили – прямо на складе перед отправлением в горячие точки.
Что ж, свое место женщина в фильме Бондарчука-младшего нашла. Законное и правильное – по-мужски. Правда, была еще некая мифическая Оля, ради которой надо было выжить, но не удалось. Впрочем, выжить они и не должны были – ведь все «взаправду», все на реальных событиях основано.
Женщины в зрительном зале были. Тоже на своих, отведенных мужчинами, местах. Большинство даже плакало, как и полагается на добротном мужском кино – женщины плачут и молчат, мужчины сопереживают и матерятся.
Федя Бондарчук молодец – умеет кино снимать так, чтобы за душу брало. Куда там американцам с их «Рядовым Райаном» или «Апокалипсисом сегодня»! Про войну надо снимать по-нашему, чтобы все честно, как в жизни, так и в кино. Чтобы много крови, мужчин, оружия и… ни грамма смысла. Как в настоящей войне.
07.10.2005 17:26