Новости Украины – From-UA: - Добрый день, Тарас Вячеславович! Последние события в стране (в частности, принятие такого непопулярного бюджета) сформировали устойчивое мнение, что президент Украины полностью поддерживает премьера в его начинаниях. Согласны ли Вы с этим?
Тарас Чорновил: - Все считали, что отношения президента и премьера будут напоминать отношения Ющенко с Тимошенко. Что это будет снова война, перетягивание полномочий, противопоставление, противостояние со всеми вытекающими для станы последствиями. Однако результат оказался совсем иным. Первое, что касается Яценюка. Мое мнение, конечно, субъективно, однако очень много вещей, которые он сделал и не сделал, вызывают непонимание: как вообще такой человек мог стать премьер-министром.
Второе, что касается Порошенко. По отношению к нему у меня более позитивные ожидания, и пока они оправдываются. Мне кажется, что он один из немногих людей в украинской политике, которые чему-то учатся. Порошенко постарался демонстративно показать, что у него не будет ни войны полномочий, ни войны противопоставлений на персональном уровне — и он очень серьезно старается этого придерживаться. Он всегда старался избегать конфликтов. Когда Порошенко шел на президентскую кампанию, он сделал шаг, который можно воспринимать как особо дружественный по отношению ко второй команде, которая представляет исполнительную власть. Для него было очень выгодно сыграть на социальных вопросах, но он их избежал. Он и в предвыборной программе, и в агитации никогда не вспоминал ту сферу, за которую отвечал Яценюк. Так что в отношениях «президент-премьер» таких противопоставлений не было.
Сам Порошенко не совался в экономику до последнего момента, пока не понял, что все это может закончиться очень плохо, что полное отсутствие реформ и борьбы с коррупцией может нам вылезти боком. Только после этого был быстро наработан «План Реформ 2020» и внесены антикоррупционные проекты. После парламентских выборов Порошенко четко видел на посту премьер-министра Гройсмана. Однако произошли события, которые подкорректировали планы президента. Я имею в виду спецоперацию последних двух недель избирательной кампании. Пошла очень смешная избирательная кампания, основной мыслью которой был лозунг: «Украине нужен Яценюк», «Только Яценюку дадут деньги» и т.д. Это выглядело очень примитивно и смешно.
Вторая — это антиагитация, когда некая группа независимых экспертов, журналистов, политологов одновременно начали отрабатывать месседж: «Порошенко закручивает гайки», «Порошенко забирает полномочия», «В Украину возвращается Янукович в лице Порошенко». Результат оказался для всех неожиданным. Избирателя запугали, он начал думать, за кого проголосовать, чтобы не давать такие сильные полномочия президенту. А Яценюк… Оно ж такое никакое, бесполезное, ничего не делает и уж точно не может стать диктатором! Произошел колоссальный отток голосов, и Порошенко очень хорошо понял, что это был удар по нему и откуда был этот удар.
Потом началась война за превосходство, но она не вышла ни разу на уровень лично Порошенко, до нее опустился Яценюк. Он начал приглашать к себе в коалицию другие силы, хотя победитель может приглашать, а победитель тот, у кого фракция в два раза больше. И это Порошенко. Все закончилось тем, что Порошенко формально заявил, что он предложит кандидатуру Яценюка, и пошел на многие уступки. Как по мне, это демонстрация того, что потенциал уступок у него был довольно большой.
У Яценюка же еще очень много детских эмоций, он очень амбициозный, ему хочется стать в стране всем, он еще и президентом хотел бы побыть. Это еще инфантильность в политике и артистическое мастерство. Я просто видел, как все это делается. Приходят актеры, режиссеры, которые учат, как говорить фразы, что нужно делать. Работают специальные технологии, которые просчитывают, какие фразы будут красивее. У Яценюка, очевидно, работает очень серьезная режиссерская группа, которая учит его каждой фразе, которая может понравиться избирателям. Он очень неискренний, он как человек неимоверно сибаритский — его запонки, наверно, стоят больше, чем зарплата учителя, но при этом ему пояснили и он знает, что ему надо лететь в эконом-классе и вернуться им же. И в Брюсселе на пересадке он должен сидеть не в ВИП-зале, а где-нибудь на приступочке возле эскалатора, как простой смертный, когда все рейсы отложены. Но прилететь эконом-классом до Вашингтона и остановиться в самом дорогом отеле — это все его выдает, это фальшь. И все это будет вылезать и дальше.
Новости Украины – From-UA: - Может Порошенко вообще обойтись без Яценюка?
Тарас Чорновил: - Порошенко имеет два варианта создания коалиции без Яценюка. Ведь еще неизвестно, потечет ли весь НФ за Яценюком, если будет с ним прощание и будет выход из коалиции. Первое — у Порошенко есть на подхвате классический вариант коалиции: если он сможет найти общий язык с «Самопомощью», «Батькивщиной» и радикалами, тогда у него появится новая коалиция. И второе — если где-то через год все будет очень плохо, Яценюк переступит все грани, то у президента есть крайний вариант — две депутатские группы плюс массовое вступление внефракционных. Тогда разрушается принцип, что те, кто голосовал за драконовские законы 16 января, не могут быть членами коалиции, что индивидуальные депутаты не могут быть членами коалиции. Именно этот крайний вариант развития событий, по моему мнению, и является сдерживающим фактором для Яценюка. Он не может играть в какие-то тайные игры против Порошенко. Он пока играет в хорошего мальчика, очень часто мелькает на экранах и очень сильно использует этот фактор. Но Яценюк пока серьезно играет в премьерскую республику, а Порошенко пока ему в этом не мешает.
Новости Украины – From-UA: - Тарас Вячеславович, каковы, по Вашему мнению, будут результаты реформ этого правительства и как они скажутся на судьбе среднестатистического украинца?
Тарас Чорновил: - Давайте посмотрим: сегодня жить хорошо? Сегодня жить ужасно. Возможности людей исчерпаны. Те, у кого были какие-то валютные запасы, чувствуют себя намного лучше, чем до того, продавая их по черному курсу. В реальности таких людей намного больше, чем в статистических отчетах. У нас автомобилей ВИП-класса и потраченного ими бензина больше, чем во всей Украине людей, которые по декларации могли бы потратить такие деньги. Надо понимать, что в конвертах идет огромная часть. То есть реально очень бедных людей в разы меньше, чем озвучивают политики на каждой избирательной кампании.
Для самых бедных самые тяжелые времена начались еще летом, когда курс начал валиться, цены — расти, зарплаты — не индексировались, и сейчас они уже в тупиковой ситуации. Будет ли к весне еще хуже — я немного сомневаюсь. Мне кажется, что ситуация начинает немного стабилизироваться. В социальной составляющей прямых ухудшений вроде быть не должно — они уже произошли. И если на этом фоне, начиная с зимы, весны, будут сделаны шаги, которые бы хорошо были восприняты населением, это помогло бы разрядить ситуацию.
Первое — нужно показать народу справедливость. А справедливость должна быть жестокой. Это означает: «Вы — бедные, вы недоедаете, вы не можете отдохнуть, у вас нет нормальной работы, вам не на что жить, а те сволочи жировали. И вот за то, что они жировали, они друг за другом идут в тюрьму». Антикоррупционный комитет должен заработать и показать реальные результаты, он должен отправить в тюрьму с десяток высоких чиновников и шушеры. Если начнется криминальная зачистка, если серьезных лиц начнут сажать в тюрьму — хотя бы министров из первого правительства Яценюка, — я думаю, это будет очень серьезная нервная разрядка, которая будет означать, что страдаем не только мы. Ведь все верят, что если мы победим коррупцию, то жить станет лучше.
Второе — дать народу хотя бы один результат какой-нибудь реформы, которая не требует больших финансовых ресурсов. В системе правосудия начать что-то менять, в милиции провести реформу. Грузии хватило, чтобы начать реформы, 7 часов, а чтобы закончить — несколько недель. Надо хотя бы несколько быстрых результатов по реформам.
Хуже нам уже вряд ли придется жить, а вот избавиться от депрессии — это позитивный аспект. Будет хотя бы намек на гарантию, что больше так плохо жить мы не будем.