О том, есть ли у Украины перспективы на вступления в Евросоюз, что она для этого должна сделать и насколько у нее хватит сил, в эксклюзивном интервью корреспонденту интернет-издания Новости Украины – From-UA рассказал директор Центра исследований проблем гражданского общества, политолог Виталий Кулик.
Новости Украины – From-UA: - Виталий Александрович, добрый день! Каковы наши шансы на вступление в ЕС? Светит ли нам европейское будущее и состоится ли оно вообще?
Виталий Кулик: - Если говорить о стратегической перспективе, то, в принципе, шансы вступить в Европейский союз есть. Только это произойдет тогда, когда ЕС сам претерпит изменения и Украина тоже будет меняться, в первую очередь, в отношении стандартов жизни, экономических процессов, деолигархизации, создании прозрачных правил игры и т. д. Но пока мы пройдем домашнее задание, что останется от ЕС? Будет ли он единым органическим целым? Будет ли это институциональное сообщество или это будет что-то иное?
Поэтому я бы сказал, что следует говорить не о членстве в ЕС, а об участии в совместном экономическом, политическом и культурном пространстве под названием Европа. Возможно, это будет называться как-то по-другому, возможно, это будет по качеству и по содержанию другое. Таким образом, если говорить о членстве в ЕС, то я бы так вопрос не ставил — будем ли мы в этом Европейском союзе. А вот участие в неком пространстве, которое будет сформировано на базе нынешнего ЕС или возникнет с участием Украины — там, скорее всего, мы имеем перспективы.
Но, снова-таки, для этого необходимо выйти на новые рубежи, необходимо избавиться от пост-совка. Пост-совок - это олигархическая экономика, это закрытое принятие решений, это кумовские партнер-клиентские отношения, это отстающая индустриальная и даже доиндустриальная экономика. Пост-совок - это отношение к государству и общественные отношения внутри страны, правила игры и их отсутствие. Вот если мы сможем выполнить это домашнее задание и избавиться от этого пост-совка, тогда участие Украины в неком экономическом, политическом пространстве «Европа», в некой новой Европе, для Украины откроется, и мы будем желанными участниками этого процесса. Более того, мы сможем придать некое новое звучание и новое содержание будущей Европы.
В нынешнем ЕС я вижу много рисков. И стремиться к членству любым способом, хоть тушкой, хоть чучелом в нынешний ЕС, — это получить значительные экономические и политические издержки, которые мы можем не потянуть. Да и нас там сейчас, честно говоря, не ждут. Поэтому надо ставить более рациональные, действенные и достижимые цели.
Новости Украины – From-UA: - Вы сказали про домашнее задание для Украины? Кто и что конкретно должен сделать?
Виталий Кулик: - Есть то, что называется матрица Хана. Хан — это комиссар ЕС по восточной политике и расширению. Эта матрица включает в себя действия по реализации договора об ассоциации Украины и ЕС. На данный момент мы имеем только 35% выполнения домашнего задания по ассоциации Украина-ЕС. Что имеется в виду? Многое из этих 35% мы приняли в первом чтении, например, какой-то законопроект, то есть мы инициировали некий процесс и тут же отложили его, но зато отчитались, что мы это сделали, и поставили себе галочку. Это не выполнение. То есть по факту у нас не 35 %, а далеко даже и не 20 % выполненных обязательство в рамках ассоциации Украина-ЕС. Это во-первых.
Во-вторых, если говорить об ответственных — это коллективная ответственность. Есть Кабинет министров — коллективный орган, на который возложено выполнение наших обязательств в отношении ЕС, который ответственен за экономическое стратегирование реализации социально-экономической политики. Есть президент, который взял на себя ответственность главного еврореформатора и евроинтегратора. У нас есть профильный вице-премьер, который должен осуществлять кросс-координацию усилий ведомств и министерств. У нас есть целый аппарат заместителей министров по евроинтеграции почти во всех министерствах.
Поэтому необходимая институциональная база по реализации европейской интеграции. Да, по выполнению, контролю и координации у нас есть, но почему-то иногда при всей этой институциональной инфраструктуре мы имеем полную нестыковку отдельных министерств и ведомств, которые принимают взаимоисключающие решения, иногда перечеркивающие наши обязательства перед ЕС. В экологии, например, у нас есть целый пакет обязательств в рамках Оксфордской конвенции, в том числе некий реестр выбросов. Мы ратифицировали Протокол от 2016 года, в 2018 году он вступает в действие, так сказать, это дедлайн, но Украина ничего не сделала, чтобы внедрить этот Протокол, и из-за этого возможны большие убытки.
У нас есть целый ряд позиций по стандартам, которые действуют в ЕС и которые у нас не внедрены. У нас есть множество вопросов, связанных с антидемпинговыми расследованиями, с нефункциональностью судебной системы и рейдерскими атаками, в которых принимает участие судебная система. Рейдерство как явление не искоренено, наоборот, оно процветает и усиливается, и об этом говорят даже отдельные европейские дипломаты. Рейдерство было одним из вопросов, который понимал тот же Хан, когда приезжал в Киев.
И на все это Кабмин и президент должны давать ответ. На данный вопрос они перебрасывают мячик в разные министерства, типа это их ответственность. Нет, это ответственность всей власти, здесь нет отдельно взятого министерства. Есть весь правящий режим, вся правящая архитектура, которая ответственна за евроинтеграционный курс. В данном случае это связка президент-премьер и все остальные.
Новости Украины – From-UA: - 11 июня в Украине начал действовать безвизовый режим с ЕС. Будет ли он способствовать продвижению Украины в Евросоюз? Что сейчас изменится после этого?
Виталий Кулик: - Я не считаю, что безвиз является панацеей и способствует какому-то экономическому и социальному прорыву. Да, многие увидят Европу, смогут путешествовать, в первую очередь, это молодежь и люди со средним достатком. Но при минимальной зарплате в 3200 гривен путешествовать по Европе проблемно. Как мы видим, бума, связанного с массовой эмиграцией, выездом или забитыми чартерными рейсами в ЕС — не происходит. Да, у нас есть интерес к получению биометрического паспорта, но это интерес, чтобы «потом, когда деньги накоплю, возможно, поеду на выходные в Польшу». Когда был введен безвиз, мы увидели повышение количества людей, путешествующих в Европейский союз, в районе 10-15 %. Даже летом в сезон отпусков мы видим увеличение количества людей в 15 % от прошлого года. То есть это фактически «ни о чем».
Новости Украины – From-UA: - Очень странно наблюдать за тем, когда украинец приезжает в Европу и тут же становится примерным гражданином, при этом, попадая на родную землю, превращается в свою обычную «тыкву», которой был до отъезда. Почему так происходит? Почему там руководствуются правилами, а здесь нет?
Виталий Кулик: - Есть определенный миф о том, что украинцы, приезжая в Европу, становятся примерными гражданами европейской страны. Наше хамство и постсовковость путешествуют с нами по Европе. Это видно по ресторанам, по площадям, по местам скопления украиноязычной и русскоязычной публики в Италии, Чехии, Польше. Скажем так, в местах кучкования трудовых мигрантов. Мы с собой забираем «совок», то есть мы из него выезжаем, но до Европы мы не доезжаем, и «совок» всегда с нами.
Здесь вопрос стоит глобальнее. Да, есть часть людей, связанных с бизнесами, которые достаточно не потребительски относились к государству, в котором жили, к Украине, и они так же не потребительски относятся и к государству, живя сейчас в Европейском союзе. Там они больше примерные граждане, чем были в Украине, но, в принципе, патерны, заложенные здесь, просто там увеличиваются. Связано это с тем, что там есть правила игры. Они видят окружающие примеры, своих соседей, которые пытаются создать комфортную среду обитания, и пытаются так же выполнять эти правила, чтобы не создавать проблем, живя согласно категориальному императиву Канта: «Делай то, что ты хочешь, чтобы делали тебе».
В непотребительском отношении к государству, в первую очередь, речь идет о неких правилах игры. Есть яркий пример Швейцарии: для того, чтобы получить вид на жительство, а тем более гражданство Швейцарии, необходимо, чтобы были собраны подписи соседей, которые подтвердят, что вы интегрированы в общину. Соответственно, если ты хочешь жить в этой среде, в этой стране, в этом городе, в этом доме, ты должен быть образцово-показательным. Поэтому часть пытаются быть даже большими европейцами, чем сами европейцы. Но если говорить о странах, где этого не требуется, те же Италия, Польша или Чехия, там «совок» выпирает из наших сограждан.
Новости Украины – From-UA: - Виталий Александрович, как можно, по-вашему мнению, избавиться от него? На что рядовому гражданину Украины стоит обращать внимание, менять, искоренять?
Виталий Кулик: - Я скажу, может быть, непопулярную идею. Если у нас есть некие права и свободы, то мы должны брать на себя и некие ответственности. Если человек не хочет брать на себя ответственность, то он может быть ограничен в правах и свободах. В первую очередь эти ограничения могут коснуться вопроса выборов. Поэтому я говорю о необходимости на конституционном уровне подписания нового общественного договора относительно внедрения института ответственного гражданства. Да, может быть, это покажется кому-то недемократичным — лишение права голосовать определенных категорий граждан, не сдавших тесты и не знающих основы нового конституционного строя. Но это будет способствовать появлению новых ответственных граждан, которые будут понимать правила игры, будут их придерживаться и будут этого требовать от других граждан.
И они будут голосовать за тех, кто этих правил так же придерживается, то есть за таких же ответственных граждан. Тогда появится политическая элита, не наживающаяся на своих согражданах, не получающая политическую ренту. Политическая элита, заинтересованная в прозрачной судебной системе, в том, чтобы не было олигархов, а были прозрачные правила конкуренции и предпринимательства. Вот тогда, возможно, у нас произойдет некий скачок и мы сможем преодолеть «совок» в себе.
Но пока подобные идеи не являются популярными. Многие наши сограждане считают, что изменения физиономии у власти будут способствовать нашему европейскому курсу. Нет, не будут способствовать. Только обычные бытовые практики и ответственность самих граждан за свою жизнь, за окружающую среду, имеется в виду больше, чем за природу, то есть за социум, - вот тогда можно будет говорить о новом качестве и появлении того, что сейчас называется европейскостью.