О том, возможно ли в Украине искоренить коррупцию и какими способами, в эксклюзивном интервью корреспонденту интернет-издания Новости Украины – From-UA рассказал бизнес-философ, предприниматель, лидер партии "5.10" политической психологии Геннадий Балашов.
Новости Украины – From-UA: - Геннадий Викторович, добрый день! Коррупция по-украински, какая она, в чем ее особенность?
Геннадий Балашов: - Наша коррупция — это коррупция очень бедных, нищих людей. А когда бедные люди начинают заниматься коррупцией, они к этому еще добавляют огромное количество лжи. У нас получается, что население вместе с правительством, властью, практически всеми, кто занят активным бизнесом или активной жизнью, все они каждый день сталкиваются с коррупцией, осуждают ее, но при этом сами участвуют в коррупционных схемах. Потому что даже когда разговариваешь с нормальным человеком и говоришь ему: «Вот вы по сути коррупционер», слышишь ответ: «Нет, я в коррупции не участвую». - «Ну вы же получаете теневую зарплату, вы покупаете товары с «черного» рынка, то есть ведете бизнес по-черному». Здесь этот человек начинает закрываться и парировать: «Нет, я все делаю честно, я плачу все налоги». Но при этом как раз основная масса людей подпитывают эту коррупцию дополнительной ложью.
То есть особенность нас в том, что мы сами себя обманываем. Мы сталкиваемся с повседневной коррупцией, хоть в больнице, хоть в полиции, хоть при решении какого-то вопроса на бытовом уровне. Кроме этого, существует еще огромная коррупция, которая связана с госпредприятиями. В Украине сейчас три с половиной тысячи госпредприятий, и мы видим, что на сегодняшний день реально у нас такое количество директоров-коррупционеров, бухгалтеров-коррупционеров, начальников планового отдела-коррупционеров — то есть вся верхушка — это коррупционная система. Более того, все замы любого госпредприятия или госучреждения тоже коррупционные, потому что на ту зарплату, которое государство начисляет, жить невозможно. Мы видим, что люди явно живут не на зарплату, а декларации попросту придумывают.
И вот в этом-то и особенность, что в стране, в которой проживает более 40 млн населения, где-то порядка 10 млн мелких и крупных коррупционеров. Это уже даже нельзя назвать каким-то нарушением, это норма участия во всевозможных коррупционных делах государства. И причина тут не в том, что это плохие, или ужасные, или кошмарные люди, или они такими родились — нет. Система государственного устройства в Украине устроена так, что вы без коррупции не можете ничего делать. Приходится либо скрывать доходы, либо работать на «черном» предприятии, либо как-то решать свои задачи, если вы занимаете активную жизненную позицию, иначе вы будете прозябать.
Но даже там вас найдет мелкое воровство, потому что утащить что-нибудь с государственного предприятия — уже с детства, кстати, не считается у нас воровством. А вот утащить у соседа — это чистой воды воровство. И вот так повелось, что воровать друг у друга, у государства или у фирмы, на которой работаешь, это норма человеческой жизни и это не сильно осуждается обществом. И так происходит на всех уровнях. Вот в этом ужас Украины.
Почему партия 5.10 не занимается особо борьбой с коррупцией? Потому что вся эта борьба с коррупцией приводит к еще большей коррупции. Мы знаем многих антикоррупционеров, которые сделали себе состояние на этом. Мы знаем грантоедов, которые не платят налогов, а прячут свои деньги где-нибудь в Словакии, помогая Украине бороться с коррупцией. То есть мы видим это везде и всюду. Более того, когда в стране борьба с коррупцией превращается в жизненное кредо, человек посвящает этому жизнь, но при этом даже не понимает и не задумывается о том: ну, нашел ты фамилию этого коррупционера, победил его, сняв с должности или посадив его в тюрьму — но коррупция-то не исчезает, потому что не исчезает сама система. Неважно, хорошие или плохие люди возглавляют комитет по налогам, кто занимается возвратом, сколько там участвует налоговиков, но это огромная система, которая создана исключительно для коррупционной схемы.
И получается, что пока существует НДС, будет существовать коррупция. Пока существуют запутанные пошлины на автомобили — будут существовать еврономера и провоз по-черному автомобилей на территорию Украины. Пока будут существовать госпредприятия — будет существовать коррупция, сколько бы вы ни боролись с ней. Не ставится вопрос в государстве об изменении системы. Причем нельзя изменить только одну часть — убрать только НДС. Этого мало. Нужна политика государства по уничтожению причин коррупции. Ведь в основе любой коррупции лежит причина. Почему люди, родившиеся, в принципе, в порядочных семьях, получившие высшее образование вдруг становятся коррупционерами? Что с ними происходит? Они такие злодеи? Нет. Они по-другому существовать в этом государстве не могут.
Новости Украины – From-UA: - Ваши варианты борьбы с коррупцией, что бы вы предложили?
Геннадий Балашов: - Первое — продажа всех госпредприятий. Они должны стать либо акционерными, либо частными, потому что сами госпредприятия являются рассадниками коррупции. Второе — снятие таможенных барьеров, то есть таможенный барьер должен быть минимальным, чтобы человек завозил и вывозил товар свободно. Третье — свободное хождение любых валют, это убивает коррупцию на финансовом рынке. Если вам разрешат вывозить, завозить деньги свободно, то коррупция исчезнет. И конечно же убрать коррупционную налоговую систему: отменить НДС, дать возможность людям платить налог честно: эти 5%, которые мы предлагаем — настолько низкий порог налогообложения, что смысла в отмывании денег уже нет. Зачем заморачиваться? 5% отдал — и живи себе честно и спокойно. Вот эти меры приведут к тому, что коррупционер исчезнет.
Новости Украины – From-UA: Геннадий Викторович, пример Грузии для нас показательный в плане того, что им удалось искоренить коррупцию. Как считаете, их методы нам бы помогли?
Геннадий Балашов: - Сейчас эти методы на самом деле пытаются применить в Украине. Государство идет примерно этим же путем: оно закручивает гайки. А все реформы МВФ направлены на то, чтобы сделать нормальную полицию, дать ей нормальную зарплату, сделать нормальное здравоохранение, социально обеспечить население. Но! Какая нас здесь ждет засада? Почему так произошло, что Саакашвили потерял власть в Грузии? Потому что, проведя все эти реформы, а там небольшая страна, было достаточно средств для того, чтобы обеспечить полицейских высокой зарплатой, медиков, госслужащих — все они обеспечены высокими зарплатами, то есть мотивированы. И таким образом в Грузии коррупция действительно исчезла.
Но они столкнулись с другой проблемой: население Грузии стало нищим. Те, кто не задействован в полиции, здравоохранении, государственной службе, не имеют возможности зарабатывать деньги на этой территории. И поэтому у них произошел отток из городов — это редкое явление в 21 веке, когда городское население уменьшилось, а сельское возросло. Потому что в городе нет работы, поэтому пошли в села, чтобы как-то заработать себе на пропитание. И следующее — из Грузии начали выезжать люди. Если вы сейчас поедете в Грузию, вы увидите, что в некоторых местах хорошая улица с хорошими строениями, но общий уровень населения крайне бедный, потому что людям нечем заниматься. Единственно, кто более-менее живут, это полицейские, врачи и госслужащие. Почему Саакашвили потерял власть? Потому что пришел очень богатый человек и попросту купил себе голоса у нищего населения, которое легко подкупается. Да, Саакашвили во время своего правления действительно снизил налоги, но остался налог на добавленную стоимость 18%, пошлины, и в результате получилось, что деньги не устремились в бизнес и инвестиции.
Поэтому для Украины грузинский опыт четко сигнализирует: это путь к полицейскому государству, мощному здравоохранению, но путь в нищету. И если население Украины, которое в 10 раз больше, чем население Грузии, пойдет этим путем, то оно гарантированно останется нищим. А все коррупционные, клановые проблемы останутся на территории Украины. Радикальная реформа выглядит таким образом, что должны быть устранены все причины коррупции, но не только с целью уничтожения коррупции, а с главной благой целью — сделать богатым население. Потому что если сюда устремятся деньги, а в свободную экономику они всегда устремляются, то население очень быстро разбогатеет. Люди будут работать, а не думать о коррупции.
Новости Украины – From-UA: - Антикоррупционная система Украины (НАПК, НАБУ, САП), ожидаемый Антикоррупционный суд — способствуют борьбе с коррупцией?
Геннадий Балашов: - Нет. Коррупция остается, только она становится сложнее и циничнее. Если раньше на госслужбу шел человек, более-менее боящийся наказания или держащий себя в рамках хотя бы морали, то сейчас это исчезает, потому что на должность приглашается человек, желательно без прошлого и без будущего, потому что эти группы сажают того человека, которым можно пожертвовать. В случае чего он уедет в Европу или сбежит в Россию, а та группа, которая его поставила, она все это время живет, не подставляя себя. То есть коррупция просто усложняется. В коррупционную схему теперь включаются коррупционные прокуроры, следователи — она становится просто разветвленнее. Это как дерево, которое все время подстригают, и оно растет еще лучше.
Для чего нужна антикоррупционная борьба? Фактически американцы и европейцы видят, что в нашей стране ничего не происходит нормальным способом, и создали эти антикоррупционные органы для контроля над своими деньгами. Они выделяют помощь, пытаются делать реформы и говорят: «Что же вы, местная власть, разворовываете эти деньги?». И вот инициатива создания Антикоррупционного суда заключается в том, чтобы наши западные партнеры начали влиять на украинскую верхушку власти, то есть попросту арестовывать и сажать, таким образом охраняя свои деньги. Но мы тогда задаем вопрос: «Хорошо, а нам, гражданам, что тогда? Вы пересажаете всех коррупционеров, установите свою власть — это все замечательно. Но мы останемся с налогом на добавленную стоимость, с огромными пошлинами, с неразберихой в своих домах, потому что у нас попросту нет денег, потому что в такую систему не идут деньги». И, к сожалению, на сегодняшний день американцы, европейцы не ставят задачу обогащения граждан Украины, а это и есть самая большая беда, потому что сколько ни устанавливайте судов, правоохранительных органов, в нищем населении с нижайшими зарплатами воровство будет процветать в силу потребности выживания людей.
Новости Украины – From-UA: - Так сложилось, что власть выстроила систему, при которой нельзя брать и давать взятки чиновникам и вышестоящему руководству. А как быть с обычными людьми? Ведь как раз на низовом уровне и происходит коррупция, когда банально человек ленится поступать по закону и в итоге предпочитает «через друзей или по старой дружбе». Как с этим быть?
Геннадий Балашов: - Пока люди будут бедные, они будут идти незаконным путем, чтобы сберечь свои деньги. Когда люди становятся богатыми, они стараются идти более законным путем в силу того, что им уже не надо так экономить деньги. Это по пирамиде Маслоу: когда люди находятся на первой стадии, они ни о чем не думают, кроме еды, одежды и секса, только на втором уровне они уже начинают думать о безопасности, на третьем уровне — о том, «как я выгляжу со стороны, какая у меня мораль, какие я ценности несу» и т. д. Но требовать от общества, которое находится на нижнем уровне пирамиды, как 95% украинцев, соблюдения законов, когда они находятся в положении, когда буквально нечего надеть, когда они хотят есть, это просто бессмысленно.
И если мы с вами пойдем дальше, то мы понимаем, что общество с такими деньгами, которое финансирует, например, суды в таком количестве — а судьи получают крайне мало, как и прокуроры, и милиционеры — в результате все они пытаются выхватить друг у друга кусочек счастья в виде долларов или гривен, где им позволяет должность. Судьи на должности идут не за зарплатой, не для того, чтобы обеспечить себе социальное будущее, как, например, в Америке. У нас на должность идут для того, чтобы зарабатывать деньги. У нас предприниматели посылают детей в налоговую академию для того, чтобы они в будущем зарабатывали деньги. И мы живем в этом обществе, не понимая, что оно же нас и губит, потому что не позволяет сюда, на территорию Украины, заходить большим деньгам. Потому что, если бы зашли большие деньги, если бы здесь нормально развивалось частное предпринимательство, люди бы богатели, и тогда бы они не нарушали массово законы.