О том, кому и зачем была выгодна смерть Захарченко, о том, что теперь будет с Минскими соглашениями, о смене операций на Донбассе и промежуточных результатах, в эксклюзивном интервью корреспонденту интернет-издания Новости Украины – From-UA рассказал военный эксперт Олег Жданов.
Новости Украины – From-UA: - Олег, добрый день! В связи с гибелью Захарченко есть версии, что ситуация на Донбассе резко ухудшится и боевые действия возобновятся. Какие есть для этого основания?
Олег Жданов: - Никаких оснований для этого нет, кроме громких заявлений РФ или их представителей. Кстати, Россия очень сдержанно отреагировала на гибель «вожака» ДНР, по сравнению с тем, какие истерики она закатывала по другим поводам. Дело в том, что на оккупированных территориях Донбасса, не могут происходить процессы, которые не контролируются спецслужбами России. Поэтому если убили Захарченко — значит, так было надо. Значит, это сделано либо по согласованию с московскими кураторами, либо самими московскими кураторами. Думаю, что в ДНР это могли вряд ли сами сделать, скорее всего, местные воротилы просто рассказали про деятельность Захарченко, и «вверху» было принято решение его убрать, тем более что он все лето прятался от них. Летом он не поехал в Крым к Аксенову на какое-то мероприятие, да и вообще слег в больницу под причиной «ранений в боях».
Ведь пока Захарченко был послушный и удобный, его терпели, и в свое время даже простили ему серьезный конфликт с Ходаковским (они не поделили топливо для российской армии, и Захарченко тогда спалил шесть цистерн, после чего остался на своем месте). С другой стороны, такие, как Захарченко – это люди, которые вообще не влияют на ход событий, они не принимают никаких решений. У них есть жесткие рамки полномочий и есть инструкции. Выполняет — молодец, не выполняет, значит, будем менять, незаменимых людей нет. Вот такой принцип. Скорее всего, он не справился где-то, и было принято решение его заменить.
Новости Украины – From-UA: - Кому и чем была выгодна смерть Захарченко? Украине, России, третьим силам?
Олег Жданов: - Я думаю, что, в принципе, его смерть будет выгодна, наверно, больше для Российской Федерации, даже с точки зрения политической. Почему? Потому что я не удивлюсь, если через месяц-два мы увидим какой- новый сценарий воплощения Минска в жизнь в связи со сменой руководства ДНР. Можно сказать, что Захарченко был последний очень токсичный руководитель для Киева в плане его связей с боевыми действиями. А сейчас, кого бы ни назначили — вроде как люди новые, нейтральные, в войне не участвовали, белые и пушистые, почему бы с ними не сесть опять за стол переговоров? Вполне возможно, что Россия постарается использовать именно в этом случае ситуацию с заменой Захарченко.
Видимо, Плотницкий понял роль и место в этом мире и спокойно сейчас разгуливает по просторам России без проблем, хотя были и попытки покушений, неудачные попытки, которые он метко принял во внимание. А Захарченко оказался более упрямым парнем, и его пришлось ликвидировать с помощью «чебурашки».
Новости Украины – From-UA: - Повлияет ли смерть главы ДНР на Минские соглашения, ведь он был одним из их подписантов?
Олег Жданов: - Россия постарается изъять из этого максимальную политическую выгоду. Но, по большому счету, никак смерть Захарченко не повлияет на ход Минских соглашений. Если мы посмотрим на протокол, то там просто стоит две подписи двух частных лиц. Получается, что мы с вами могли зайти на переговоры в Минске и сказать: «ребята, давайте мы подпишем тут что-нибудь у вас, а вы потом как-нибудь разберетесь». Если мы опираемся на это как на документ, то надо хотя бы придать ему какой-то юридический вес.
Опять же, роль и место ватажков этих республик такова: да, они подписанты, да, оказывается, наши руководители нас столько лет дурили в том плане, что реально переговоры велись с представителями этих организаций, которые почему-то Верховная Рада упорно не хочет признавать террористическими. Но, опять же, они на ход процесса не влияют. Они не могли договориться об обмене пленными, они не могли договориться о прекращении огня, и, кстати, сейчас не договорились, даже несмотря на то, что фрау Меркель, лично стоя и улыбаясь рядом с Путиным, объявила школьное перемирие в Берлине. И у нас уже сегодня есть погибшие, а число раненых уже около десятка, и обстрелы увеличиваются. Представьте, какой трагизм ситуации, ведь немецкая разведка не кушает хлеб даром: фрау Меркель каждый день кладется справка на стол, и она прекрасно знает, кто воюет, кто дает боеприпасы и кто управляет этими войсками. И глядя в глаза Путину, она говорит, что надо повлиять на Украину, чтобы началось школьное перемирие. Это абсурд и дурдом, это говорит о том, что Меркель тоже очень сильно зависима от российского лидера.
Новости Украины – From-UA: - Украина заявляет, что ликвидация Захарченко — это «перемога», и в то же время отрицает, что это сделали украинские силы – вот такой оксюморон. Как это можно объяснить?
Олег Жданов: - Логики, конечно, в этом никакой нет, но наши политики не хуже российских, они пытаются извлечь свои политические дивиденды с происшедшего. Отсюда мы и слышим такие заявления, что это перемога. Хотя я тут не вижу никакой ни перемоги, ни зрады, потому что Захарченко, еще раз повторюсь, это человек, который абсолютно не влиял на ход политических процессов в плане урегулирования конфликта. Он мог отжать у местных бизнесменов сеть заправок, кстати у него была сеть заправочных станций и сеть супермаркетов. Плюс он держал внутри этого анклава всех местных олигархов и воротил в рамках тех правил, которые ему поставила Москва. Вот и все. В этом его роль. Ну а наши политики, естественно, сейчас будут кричать: «Ура! Это так хорошо!», но реально это не повлияет ни на что.
Новости Украины – From-UA: - Что изменилось на Донбассе с окончанием АТО и началом Операции объединенных сил? Какие результаты дала смена названий?
Олег Жданов: - Если мы рассматриваем с точки зрения военной — никаких. Порядок ведения боевых действий и сам ход военных событий не изменился абсолютно никак. Поменялось политическое руководство данным регионом. Если раньше у нас там рулили все по чуть-чуть, имея свой кусок, я имею в виду политсилы — Блок Петра Порошенко, «Народный фронт» - каждый имел свои два метра линии разграничения, то сейчас всю линию разграничения контролирует президент. Вот и все. И если раньше, допустим, даже журналисты на пресс-конференции могли немножко придавить пана Грицака, образно выражаясь, после чего он сознался, что он подписывал разрешение на прогон эшелонов, что стало для всех шоком, то сейчас от господина Наева вы ничего не дождетесь. Ведь железная дорога как работала, так и работает, только вопрос – почему? Здесь все покрыли грифом «секретно».
Новости Украины – From-UA: - Что изменилось в гражданском плане?
Олег Жданов: - А в гражданском плане произошли довольно серьезные изменения. Дело в том, что в этом законе об особенностях национальной политики, который в народе почему-то окрестили законом о реинтеграции Донбасса, хотя он не имеет к этому никакого отношения, очень расширены полномочия Вооруженных сил, вплоть до экспроприации имущества, как движимого, так и недвижимого, в мирное время, вплоть до применения силы и личного досмотра вещей и граждан в рамках этих территорий. То есть фактически этот закон вводит некие нормы военного положения без введения самого военного положения. Это нонсенс юридический, и для граждан это очень серьезное ущемление их прав и свобод.
Почему? Потому что если мы говорим война, то мы открываем закон об обороне Украине и читаем, что такое военное положение, а там 25 пунктов военного положения. И ни у кого не возникает вопросов, потому что эта норма прописана на основе Конституции. А что такое в мирное время без объявления войны или введения военного положения полномочия армии на применение силы, на изъятие имущества граждан, на личный досмотр граждан? Если честно, я не знаю таких прецедентов в истории.
Новости Украины – From-UA: - Олег, мы стоим на пороге выборов президента. В связи с этим, можно ли говорить о том, что война на Донбассе перед выборами прекратиться или вырисуется четкий план по урегулированию конфликта?
Олег Жданов: - Никакой войны там нет. Я бы назвал это кризисом, если брать с точки зрения международного права. Почему Запад не может активно вмешаться в эту ситуацию? Да потому что они не понимают, что там происходит. И окончание этого процесса на востоке Украины зависит от признания факта этого процесса. Пока мы не назовем вещи своими именами, мы не найдем выход из этой ситуации. Если в том контексте, что сейчас, то нам надо что делать? Согласно трактовке РФ и Минским договоренностям, у нас гражданская война. И нам надо услышать Донбасс, как говорит Россия. Поэтому для того, чтобы достичь мира, по версии РФ, нам надо признать эти две республики, сесть с ними за стол переговоров и найти с ними консенсус в особом статусе этих республик, как они хотят, в амнистии всем гражданам, которые принимали участие в этих событиях, как говорит господин Лавров. И вот тут есть финал.
И второй вариант — мы признаем вооруженный конфликт между Россией и Украиной, то есть Россия садится за стол не как миротворец, как они сейчас есть в Нормандском формате, а как сторона конфликта, что дает право Совбезу ООН отстранить Россию от голосования согласно ст. 27 Устава ООН по вопросу урегулирования данного конфликта как сторона конфликта. Мы имеем возможность просить или требовать от Совбеза ООН введения миротворческих войск ООН, потому что у нас вооруженный конфликт. И, соответственно, сами международные организации, такие как ООН и другие, тот же ЕС, должны реагировать в рамках международного права на то, что Россия стала стороной вооруженного конфликта. То есть впервые в истории после Второй мировой войны РФ развязала войну на Европейском континенте. Вот если мы поставим в такие рамки Россию, причем мы, не США, не Европа, мы — как сторона конфликта, как пострадавшая тем более сторона, - тогда да, тогда у нас есть выход.
Все остальное — это бесконечный процесс переговоров, который мы и наблюдаем сегодня. Причем получается, что он выгоден всем, кроме населения Украины, потому что президент вместе с правительством берут кредиты именно по этому поводу, при этом не проводя особо реформ из-за войны, зато ценовая политика ужесточается по отношению к своему населению, потому что денег нет. А когда мы выходим на протесты, нам сразу говорят: «Не раскачивайте лодку, Путин нападет». Для них это уже священная мантра нашего президента. И вы посмотрите, уже некоторые политики повторяют ошибки Петра Алексеевича 2014 года: «выберите меня, я закончу войну и принесу мир».
Новости Украины – From-UA: - Возможно ли, что под выборы на Донбассе все может утихнуть и стабилизироваться?
Олег Жданов: - Понятно, что никто из действующих политиков на сегодняшний день не готов назвать РФ стороной конфликта. Вот вариант протягивания гражданской войны вполне возможен, и об этом, кстати, уже говорят некоторые потенциальные кандидаты в президенты, что там нет российских войск, что надо услышать Донбасс. И таких уже довольно много. Но вопрос — воспримет ли это общество, не выйдет ли народ на третий Майдан? Только этот Майдан будет уже не с палками и деревянными щитами, а с автоматами и гранатометами. Я думаю, что наши политики это понимают, и они хоть и забрасывают «удочку» народу, чтобы посмотреть реакцию, с одной стороны, но, с другой стороны, понимание процесса того, что в стране полмиллиона человек, прошедших боевые действия и преодолевших уже давным-давно психологический барьер нажать на спусковой крючок, он постоянно растет. Поэтому шансы на урегулирование этого процесса практически приравниваются к нулю, пока не появится какой-то национальный лидер типа Шарля де Голля, который будет отстаивать национальные интересы Украины как государства на международной арене.