О провалах и достижениях Петра Порошенко на посту президента, а также о его предвыборной кампании на предстоящие выборы, в эксклюзивном интервью корреспонденту интернет-издания Новости Украины – From-UA рассказал политолог, руководитель политических программ Украинского института будущего Юрий Романенко.
Новости Украины – From-UA: - Юрий, добрый день! В чем главные провалы Порошенко в его прошлой предвыборной кампании?
Юрий Романенко: - Первый провал заключается в том, что Порошенко, придя к власти в 2014 году, сделал ставку на систему нового олигархического консенсуса, как я его называю, суть которого заключалась в том, чтобы через ряд сделок с элитой создать стабильную ситуацию для своего политического режима и решить вопросы, связанные с его существованием. Ведь ключевой проблемой того времени был следующий вопрос: как вообще выживало украинское государство, за счет каких ресурсов, инструментов?
Порошенко в этом плане имел два пути. Первый — пойти по тропе своих предшественников, как это всегда было со времен второго Кучмы, - заключить новые олигархические консенсусы с элитой и дальше плыть по течению, ничего принципиально не меняя, либо попытаться что-то последовательно изменить. Это и есть второй путь — когда ставка делается на социальные группы, на которые он опирался, когда пришел к власти. Например, тот же слой среднего класса, который поддержал Майдан.
Так вот, если бы Порошенко пошел по второму пути, он бы не имел проблемы с легитимностью, которые он имеет сегодня, у него не было бы такого низкого рейтинга, потому что ему пришлось бы фактически сформировать новый общественный договор, разрушив старый. Прежний общественный договор
стоял на очень простой базе. После раздела СССР элита негласно посылала такие сигналы населению: «вы занимайтесь чем хотите и как хотите, а мы делаем видимость социального равенства, которое было при Союзе, и вот поэтому у нас сохраняется бесплатное образование, бесплатная медицина, но при этом вы закрываете глаза на большую коррупцию». Эта система худо-бедно существовала до того момента, пока не настал глобальный кризис 2008 года, который катализировал радикальное изменение как на глобальном уровне, так и в Украине. По факту, за последние 27 лет радикально изменилась структура экономики, исчезли сложные производства, соответственно, исчезла возможность занятости миллионов людей. После 2008 года крупные игроки начали конфликтовать между собой: модернизация таких стран, как Китай, Турция, Индия, государств в Юго-Восточной Азии– привела к тому, что появились целые кластеры производств, более мощные и современные, чем украинские. Поэтому нас потихоньку вытесняли с рынка.
Как следствие, экономический порог внутри Украины ужимался, а количество групп элит «с ложкой» было большим и даже растущим. Это накладывалось на плохую демографию и резкий рост потока трудовой миграции из Украины, особенно, после 2014.
Поэтому наша социальная и экономическая система начала коллапсировать, а 2014 год уже четко обозначил проблему: из-за внешних условий такие игроки, как Россия, хотят изменить статус-кво, который сложился после развала СССР. При этом Украине в нынешнем формате в таком виде просто нет места в той глобальной конфигурации, которая формируется на наших глазах. В этих условиях, для того чтобы пережить такие мощные вызовы, страна должна иметь консолидированную власть, консолидированную элиту, консолидированное общество. Она должна иметь центр принятия решений, который четко понимает эти угрозы, осознает их, рефлексирует на них. В итоге этот центр принятия решений должен быть способен дать мобилизационную повестку, в которую включатся и элиты, и население, чтобы страна начала отвечать на эти вызовы. Только тогда может начаться модернизация либо приспособление структуры общества и государства к новым условиям.
И в этих условиях ставка на второй сценарий была бы более благоприятна, потому что любая выборная власть зависит от нескольких ключевых факторов. Первый фактор — это легитимность в глазах масс. Второй фактор — это легитимность в глазах элиты. Третий фактор — внешняя легитимность, которая заключается в способности мобилизировать внешних игроков с их ресурсами на поддержку существующего политического режима. И вот Порошенко, когда пошел по первому сценарию, он сделал ставку на легитимность в глазах элит, для которых институт президента, так же, как и любой выборный институт, на самом деле неважен (простыми словами, кто занимает тот или иной пост), элитам важно, насколько они влияют и могут защищать свои интересы посредством такого влияния. Поэтому, если фигура президента становится токсичной, то для олигархии проще поменять такую фигуру и запустить через медиа новые иллюзии, которые позволяют консолидировать вокруг нового олигархического консенсуса и фигуры президента, что его венчает.
Соответственно, когда у президента уменьшается рейтинг, то в рамках такой системы начинается поиск этих новых фигур, что мы сегодня и видим. Если же президент опирается на социальные группы, на какие-то группы элиты и внешних игроков одновременно, тогда у него ситуация намного устойчивее, потому что тогда элитам его сложнее подвинуть, потому что, когда за главой государства стоят массы, апеллируя к которым президент может подвинуть олигархат и, соответственно, создать условия для кардинального изменения правил игры. Так вот Порошенко отказался от второго пути, он, наоборот, сделал ставку на связку с олигархическим консенсусом, на высшую политику, когда за счет всяких подачек бюджетников держат в тонусе, но при этом продолжают разрушать средний класс. Все это вылилось в массовую миграцию за рубеж (потому что люди разочаровались в курсе, который осуществляет режим), а также в проблемы, которые связаны с пассивностью и недовольством ситуацией, которая и так характерна для нашего общества.
Новости Украины – From-UA: - Какими «плюшками» Порошенко будет сейчас брать своего избирателя? На чем будет строить новую предвыборную кампанию?
Юрий Романенко: - Эти «плюшки» уже висят на бигбордах. Первое – это мова, то есть гуманитарная политика. Я думаю, что мы опять увидим, как коалиция попытается провести мовный закон, и мы получим новый виток проблем с нашими соседями и бытовые конфликты внутри страны. Второе — это Томос. В принципе, это достаточно серьезный шаг, но не факт, что он даст Петру Алексеевичу больше 5%. Эта тема, на мой взгляд, несмотря на то, что она носит стратегический характер и может очень серьезно повлиять на расклад в такой деликатной сфере, как религиозная, даже если ее проведут так, как рассказывает власть, нет гарантий того, что не будет каких-то половинчатых решений со стороны Варфоломея, который тоже находится под определенным давлением. Он может сказать: «Мы вам даем Томос, объединяйтесь, но когда объединитесь, тогда мы и дадим вам автокефалию». Так вот если не будет такого половинчатого решения, то, конечно, стратегически это будет мощный шаг. Ну и третье — это педалирование проблем, связанных с тем, что армия была модернизирована. Но это все набор картинок, ведь в реальности мы видим совсем другое. Именно поэтому сегодня у Порошенко не такой высокий рейтинг, как бы ему хотелось.
Новости Украины – From-UA: - В прошлый раз у Петра Алексеевича почти и не было конкурентов, чего не скажешь про нынешние выборы. Кто его оппоненты на сегодняшний день?
Юрий Романенко: - Сегодня пока высвечивается несколько ключевых оппонентов, и все они были на форуме YES Пинчука. Не зря же он пригласил Тимошенко, Вакарчука и Гриценко на панель, где перед этим там выступал Порошенко. Вот, в принципе, на сегодняшний момент эта четверка является ключевыми претендентами на будущий пост президента. На мой взгляд, самые сильные позиции у Порошенко и Тимошенко, потому что за Гриценко нет организационной структуры, потому он не способен так маневрировать, как Юлия Владимировна и Петр Алексеевич. Гриценко – этот серьезный политик для серьезной аудитории, которая хочет услышать какую-то рациональную аргументацию. Но у нас население склонно к тому, чтобы получать и понимать простые месседжи. И это не только у нас. Например, успех Трампа или Эрдогана показывает, что, в общем-то население везде хочет простые ответы на сложные вопросы. У Вакарчука, конечно же, очень сильная позиция с точки зрения ожиданий, потому что у населения есть усталость от старых элит. Но у него такая же проблема, как и у Гриценко с точки зрения организации своей политической игры, потому что выборы делаются не хорошими рейтингами.
Рейтинги, как уже не раз показывала наша история, могут быть самыми низкими на старте, как у Кучмы в 1999 году в пределах 8%, но в итоге он выиграл выборы. Поэтому очень много зависит от команды, от наличия финансов, медиа, от возможности влияния на комиссии, суды, социальные сети, потому что там делаются выборы. Выборы сегодня делаются оргсетями, а не только телевизором. Вот этого у Вакарчука нет, но он может сыграть в связке с Гриценко, потому что и у того, и у другого хорошие отношения с Пинчуком и с западными элитами. Хотя, кстати, для Запада Порошенко тоже не самый худший вариант - «плохой свой», скажем так.
Новости Украины – From-UA: - Главные слабые места Порошенко: офшоры, «Рошен», Мальдивы — как они сработают против него на этот раз?
Юрий Романенко: - Ему бы это все простили, если бы ситуация в стране кардинально улучшилась и миллионы людей не вынуждены были бы бежать за границу в поисках работы. Поэтому здесь ключевая проблема не эта мелочь, связанная с офшорами и «Рошеном», а с теми стратегическими просчетами, которые не привели к новому качеству жизни, либо хотя бы заложили за это время какие-то фундаментальные основания нового качества жизни. Люди, в принципе, поняли бы и простили Мальдивы, если бы с ними вели коммуникацию. Но по факту мы не получили ни нового качества политики, ни качественного объяснения своих шагов, поэтому мы видим постоянные шараханья и какую-то мелкотравчатую повестку во внутренней политике, когда нас отвлекают на явную чушь.
Например, уголовные дела по тому же Омеляну. Все прекрасно понимают, что никаких перспектив это дело не имеет, по этой статье никто и никогда не проходил. Вот эта импотенция государственных институтов в сумме создает ауру неспособности что-либо поменять. И люди хотят что-то другое: пусть оно будет даже не совсем новое, как Тимошенко, или совсем новое, даже если оно будет выглядеть таким слабоватым, как откровенно выглядит Вакарчук, но, тем не менее, оно разрушит существующий сложившийся олигархический консенсус после 2014 года и нашкодит олигархам. Потому что на этих выборах многие будут руководствоваться мыслями о мести: чтобы те, кто грабит страну, были наказаны.
Новости Украины – From-UA: - Какие у Порошенко реальные шансы на победу? Бытует мнение, что его электорат еще не активизировался. С чем это связано и когда это произойдет?
Юрий Романенко: - На сегодняшний момент он в двойке лидеров: Юлия Тимошенко и Петр Порошенко. Отмечу, что у Юлии Владимировны – высокий рейтинг, но и антирейтинг. У Порошенко рейтинг ниже и в то же время тоже высокий антирейтинг, но, в принципе, у него есть организационные и медийные ресурсы. Думаю, что он еще не начинал вести кампанию, скорее всего, он ждет Томоса, от которого и будет отталкиваться. Плюс Петр Алексеевич неоднократно показывал нестандартные ходы, и в этот раз он может пойти на них в конце кампании, например, отменить президентские выборы, как это было в 2004 году после второго тура, и перенести их из-за многочисленных нарушений. Это поломает игру многим, если он увидит, что он недобирает. И очень многие заблуждаются, когда думают, что в такой ситуации он будет сидеть и чего-то там ждать, он очень умный игрок на самом деле.
Новости Украины – From-UA: - Допустим, победил Петр Алексеевич. Какой будет страна с Порошенко-2?
Юрий Романенко: - Есть два варианта. Вариант А: будет все точно так же, и это приведет к тому, что мы будем такой Боснией и Герцеговиной Восточной Европы. Вариант Б: Порошенко все-таки придется, как Кучме во время второго срока, когда он победил, попытаться меняться и стать другим президентом. Ведь Кучма, если вспомнить, действительно попытался поменяться, избавиться от опеки олигархов, но эта попытка оказалась проваленной из-за кассетного скандала. То есть нельзя исключать, что инстинкт самосохранения будет двигать Порошенко к этому варианту. Тем более, что реально страна находится в крайне сложных условиях, и если мы ничего не будем менять, мы просто повалимся и превратимся в слабую серую зону, а-ля Босния и Герцеговина Восточной Европы, либо нас вообще просто разорвут. Поэтому шансов для того, чтобы петлять по-старому, просто не остается на следующие 10-15 лет, да даже пять лет. Отсюда Украина должна начать радикально меняться. Мы должны помнить, что выживание не является обязанностью, как для людей, так и для социумов.