Дяченко: «Никакого тарифного майдана не будет»
11.01.2019 13:49

О том, почему нам повысили цену на газ и как мы переживем этот отопительный сезон, в эксклюзивном интервью корреспонденту интернет-издания Новости Украины – From-UA рассказал глава Бюро комплексного анализа и прогнозов Сергей Дяченко.

Новости Украины – From-UA: - Сергей, добрый день! Совсем недавно в Украине начался отопительный сезон. Почему в этом году так затянули с подачей отопления?

Сергей Дяченко: - Формально отопительный сезон начинается 15-го октября, но реально, когда средняя температура на улице меньше 8 градусов. Но, как вы сами видите, весь октябрь у нас был теплым, поэтому так и затянули с началом.

Новости Украины – From-UA: - Как можно объяснить то, что в дома начали подавать тепло, а горячей воды в некоторых районах, к примеру, Киева не было до последнего?

Сергей Дяченко: - Поскольку летом не было горячей воды и ее резко начали включать, случились прорывы, причем достаточно серьезные. Скорее всего, отсутствие горячей воды и сейчас, связано с тем, что их эти прорывы устраняют. А летом горячей воды не было, потому что был конфликт с «Нафтогазом»: он не давал газ ввиду того, что при разделении «Киевэнерго» были ущемлены его интересы. Но так не делают.

Допустим, «Киевэнерго» - это коммерческая организация, она, естественно, пытается выкрутить для себя максимально льготные условия. Ну а городская администрация? Она ведь тоже повела себя как коммерческая структура, а не как отвечающая за город. И вот чиновники в КГГА, кстати, в последнее время себя везде так ведут, то есть как коммерческая структура, ориентированная на максимальное зарабатывание, но никак не администрация города, которая должна отвечать. И работают по классической бизнес-схеме с кидком третьего лица – некой структуры, на которой висят долги. Они разделили бизнес, а долги оставили на той структуре, которая уже фактически не может получать прибыль и отдавать – именно так поступали в 90-е годы. Понятное дело, что третья структура будет бороться, и мы в результате получили Киев без горячей воды. Ведь было предельно ясно, как поведет себя «Нафтогаз», поэтому в КГГА должны были решить проблему долгов. Такая проблема возникает всегда, когда происходят реформы с энергетическим монополистом.

Вот сейчас такая проблема возникнет с ДП «Энергорынок». До июня 2019 года планируется переход на энергорынок двухсторонних контрактов, и возникнет вопрос: а что делать с ДП «Энергорынок», на котором долги висят еще намного больше, чем на «Киевэнерго»? И ведь нечем их покрыть, ни имуществом, ни активами, ничем, потому что это просто универсальный посредник. Я вам скажу больше — такая проблема стояла практически во всех странах, которые использовали такую модель электроэнергетики. Не было универсального подхода к решению проблемы: кто-то долги списывал, кто-то проводил зачеты, кто-то кредитовал — но деньги находили. Но это проблема, которую надо решать в процессе реформирования, потому что нельзя просто перевести бизнес и оставить его в другом месте, грубо говоря.

Поэтому горадминистрация, которая проводит реформу, она добилась скандала, в результате которого Киев сидел без горячей воды практически все лето и начало осени, а когда начали подключать — там рвануло, там рвануло. Технический инжиниринг, тестирование — вещь очень дорогая, потому что это дистанционные методы, никто этим не занимается. Ведь по-хорошему летом, когда проводятся ремонты, должны проводится и испытания, выявляться проблемы и устраняться. А поскольку у нас такой возможности не было, подачи же горячей воды не было, начали все это делать накануне осени — вот вам и аварии, как результат.

Новости Украины – From-UA: - Смогут ли люди «потянуть» этот отопительный сезон? Назревает ли тарифный майдан?

Сергей Дяченко: - В многоквартирных домах цена на газ — это не проблема. Для начала нужно навести порядок с оборудованием: если в доме нет газификации, то надо думать о бойлере, потому что с такой подачей горячей воды лучше в своей квартире иметь автономную систему подогрева. А если вы будете электрифицировать, то рекомендую поставить трехзонный счетчик — стирать, к примеру, ночью и, соответственно, платить по ночному тарифу, меньшему, чем днем.

А что касается тепла, то 70% в производстве горячей воды и тепла — это стоимость теплоносителя, то есть тепло подорожает в районе 18-19%, что может быть ощутимо. Грубо говоря, за тепло за двухкомнатную квартиру, если раньше платили полторы-две тысячи гривен, то сейчас придется добавить гривен 500, а для многих это уже деньги. Поэтому тут уже экономить возможности нет, потому что в домах с вертикальной разводкой газовые счетчики не ставили, но сейчас вроде нормативную базу поменяли, и такая возможность появилась. Так что тут помогут только мероприятия, улучшающие температуру: утепления и т. д, а финансово вы это не почувствуете, пока не поставите счетчик тепла. И вообще-то о мерах экономии должно думать государство, только не за наш счет. Это должны быть меры, связанные с сокращением потерь, потому что у нас теряется при транспортировке тепла до 40%, а на некоторых домах доходит и до 60%ь. Но опять же, все это надо было делать летом.

Новости Украины – From-UA: - Уже стало предельно ясно, что субсидии - это никакая ни скидка, это банальное распределение платы на всех граждан в виде налогов, повышения цен и т. д. Так зачем они вообще нужны? Кого мы обманываем?

Сергей Дяченко: - Мы никого не обманываем. Есть такая штука, как рентная плата за газ. Вследствие повышения цен на газ очень неплохо себя чувствуют добывающие компании. Когда им повышали рентную плату, везде говорилось о том, что это станет преградой на пути роста добычи, поэтому им «нужно было увеличивать капитальные вложения для того, чтобы увеличить добычу». Но я так что-то и не заметил повышения уровня добычи в Украине: то, что было, то и есть. Зато резко растет благосостояние служащих «Укргазвыдобування» и других добывающих компаний: у руководителя в месяц свыше миллиона гривен зарплаты. Конечно, денежку они используют, но капитальные затраты они не осваивают. Поэтому там надо разбираться, и очень активно, потому что компрадорская буржуазия — это то, что нам не надо, особенно если это касается государственных компаний. И рентная плата, которая целевым образом должна идти на субсидии – это наше все. И как раз повышение цены на газ должно увеличивать рентную плату, из которой должна выплачиваться значительная часть субсидий. Поверьте, долги, которые платит население, - это не так ужасно.

Частные добывающие компании, которые построены на украденных (а политкорректно это звучит, как приватизированные непрозрачным способом) в 2004 году скважинах, оказались сейчас в необоснованно хорошем положении, просто за счет того, что резко повысилась цена на их услуги. Но нынешние владельцы должны понимать, что они получили очень прибыльный актив, потому что как только меняется власть, первое, что нужно ожидать, это попытку перераспределить газодобычу. У кого-то получилось, у кого-то нет. Вспомните, с 2005 года правительства стали меняться несколько раз в год, потому что им в руки попал сверхприбыльный бизнес. Ведь основные капитальные затраты идут на поиск скважин, ну а если уже нашли, то всего лишь 40 долларов на тысячу кубов уходят на операционные расходы, а продают потом газ по 300, а теперь будут и по 400 долларов. Вот и посчитайте, какая это выгода.

Новости Украины – From-UA: - Многие эксперты говорят, что назревает тарифный майдан. Вы согласны с этим?

Сергей Дяченко: - Это болтовня, которая стимулируется россиянами. Не будет никакого тарифного майдана по той причине, что повышение не так ударит, чтобы истерить. Ну, да, повысится сумма за отопление на 300-400 грн, но это не те деньги, из-за которых нормальный физически здоровый человек выйдет на майдан. Да, у пенсионеров будет проблема, а нормальный здоровый работник в семье (и если хотя бы два человека работают), без штанов не останется. Повышение, которое уже было, - вот это действительно было критично и ощутимо, ведь когда за отопление платили 200 грн, а стали две тысячи — вот это был скачок, а сейчас повышение будет всего лишь на 20%.

Новости Украины – From-UA: - Будет ли повышение цены в апреле, о чем сейчас ведутся разговоры в правительстве? Ведь повышение цены на газ идет от рекомендаций МВФ повысить до 60%.

Сергей Дяченко: - Не уверен, что будет в апреле повышение. До выборов уже не будет. Наверно, где-то летом повысят, потому что для новой власти как раз самое время для непопулярных решений — это первые два года избирательного цикла. МВФ же не от нечего делать требует повышения, все зависит от реформ. Повышение вообще-то должно сопровождаться повышением притока инвестиций. Когда создаются благоприятные условия для инвестиций, цена на газ должна быть европейской для того, чтобы конкурировать с мировыми и европейскими газовыми рынками.

Новости Украины – From-UA: - То есть повышение оправданно?

Сергей Дяченко: - В русле реформ, которые мы проводим, да. Грубо говоря, что должно произойти? Новые цены на газ должны привлечь в Украину инвесторов. Сначала придут в распределение, осмотрятся, и примерно через год-два начнется инвестирование в добычу. Это вообще-то должен быть план правительства: вести сейчас переговоры с крупными добывающими компаниями. Еще три года назад правительство должно было, проводя реформы, выйти на все крупнейшие добывающие компании и сказать: «ребята, мы делаем для вас привлекательный рынок, мы повышаем цены до европейского уровня, мы облегчаем доступ, выделение земель, получение лицензий, спецразрешение, мы делаем то-то и то — пожалуйста, приходите к нам». И все повышения, которые делались несколько лет назад, должны были сопровождаться заходом сюда серьезных компаний, а у нас повышение ради повышения.

Никто даже не понимает, зачем это делается, мол «вот сучий потрох, этот МВФ, а мы такие хорошие, мы не хотим повышать цену на газ, это МВФ заставляет нас ради кредитов». Никто же не зрит в корень и не говорит правду. Да, нам надо день простоять и ночь продержаться — в следующем году максимум выплат — а с чего выплачивать? С перекредитовки. Очень хорошо, не правда ли? А значит через несколько лет опять наступит пик выплат – но это же полная ерунда, это все равно отсрочка проблем.

И в итоге получается, что деньги МФВ у нас служат «подушкой» для того, чтобы сделать реформы, потому что у нас все это приводит к дефициту бюджета. А почему? У нас основной источник дефицита — это стоимость газа и энергоносителей, которые мы закупаем. Поставили бы хотя бы один современный нефтеперерабатывающий завод, меньше бы платили, уже бы завозили не нефтепродукты, а нефть, и уже бы добавленная стоимость здесь оставалась. Но никто этим не занимается. Если мы за пять лет не решим вопрос с собственной добычей, а его можно решить, то будет очень плохо. У нас нет сейчас, особенно с 2014 года, экспорта в необходимом объеме, чтобы перекрыть импорт газа. У нас серьезный дефицит платежного баланса, и мы его перекрываем через это кредитование, из-за этого мы вынуждены перекредитовываться, а для этого надо провести реформы.

Новости Украины – From-UA: - Сергей, ну неужели нет никаких механизмов, чтобы цена на газ не повышалась или хотя бы оставалась подолгу на каком-то одном, приемлемом для людей уровне? Как можно снизить цены на газ или это нереально?

Сергей Дяченко: - Для населения можно снизить цены на газ, но тогда не будет единого рынка – тогда логика реформ меняется. Можно договариваться, но компаниям будет сложнее сюда входить, будет сложнее найти источники роста добычи. При такой цене на газ мы бы проигрывали конкуренцию за инвестиции, потому что игроки бы шли в те регионы, где более высокая цена. Можно, в принципе, и при такой цене привлечь инвесторов, но это будет сложно сделать. Тут же проблема в том, что все наши скважины 70-80-х годов, они очень изношены. Уже лет пять назад начала уменьшаться добыча, и спасением было только вложение с повышением в дебет. А у нас вообще 80% добычи — это Шебелинское месторождение, а оно уже на пределе.

Да, можно сейчас заморозить ситуацию, но что будет через пять лет? Ничего хорошего не будет.

Юлия Процышена
Новости Украины – From-UA