Экс-народный депутат 8 созыва (самовыдвиженец по 38-у избирательному округу Днепропетровской области) Вадим Нестеренко ныне политикой не занимается. Он является главой наблюдательного совета одного из самых успешных агрохолдингов Юго-Восточной Украины Ristone Holdings. Но со времен депутатства у Вадима Григорьевича осталось много вопросов к особенностям «демократии по-украински» и нашей версии «свободы слова», действия которых он испытал на себе, и был готов обсудить с нашим корреспондентом.
«Политика для украинского бизнеса – это вынужденная необходимость и, увы, неизбежность репутационных рисков»
Новости Украины — From-UA: - Вадим Григорьевич, сегодня вы вне политики, тем не менее, заинтересовались обнародованным Минкультом проектом закона о борьбе с дезинформацией. Почему?
Вадим Нестеренко: - Закон об ответственности за распространение дезинформации, фейков и клеветы в Украине давно назрел. И если его не принять, то украинская политика никогда не очистится от фейковых новостей, проплаченной «чернухи», черного пиара. Следствием этого станет то, что с каждым годом уровень украинской политики и самих политиков будет все ниже и ниже. А у простых людей будет накапливаться всё больше и больше недоверия к власти и ее представителям. В потоке масмедийной лжи и клеветы трудно разобраться «кто есть кто» на самом деле. Помните народную мудрость о том, что громче всех кричит «Держи вора» сам вор, а в нынешних реалиях громче всех кричат журналисты, которым этот вор щедро заплатил за информационные вбросы.
Цель дезинформации понятна – подбросить «дохлую кошку» оппоненту, тем самым отвлекая внимание от себя и своих незаконных дел. Учитывая то, что в нашей стране распространение дезинформации абсолютно безнаказанно, это явление стало приобретать угрожающие масштабы. А ведь жертвами этого беззакония становятся реальные люди и их репутация. Вот и получается, что прежде чем пойти в политику и отстаивать интересы избирателей или бизнеса человек должен очень серьезно подумать.
Я из бизнеса и прекрасно знаю, что такое деловая репутация, и какова её цена. За 25 лет работы в агробизнесе ко мне не было вопросов, у меня был заслуженный авторитет и уважение. Но как только ты попадаешь из бизнеса в политику, ты становишься мишенью для черного пиара. Что бы ты ни делал, какие бы факты и аргументы не предъявлял, тебя всё равно через местечковые СМИ, а нынче еще и через соцсети, поливают клеветой. И не потому, что ты плохой или хороший, просто ты политический конкурент, а конкурента нужно утопить во лжи. И что самое страшное – защититься с помощью закона невозможно. Для Европы это кажется диким, но у нас сложилась целая система прецедентов, когда суд по формальным признакам встает на сторону клеветы. Суд не рассматривает факты, а нечистоплотные писаки прячутся за хитрую формулировку «оценочное мнение».
Вот и получается, что за свои добрые дела на округе как депутата, я же и заплатил тем, что ежедневно наблюдал, как из меня с помощью вранья безнаказанно делают монстра. Видите, какой парадокс получается: бизнес вынужден идти в политику, чтобы отстаивать интересы своих отраслей и округов, а уйдя из политики – не знает, как отмыться.
«Я им факты и документы, а они мне через свои СМИ – лживые обвинения»
Новости Украины — From-UA: - Вадим Григорьевич, но ведь говорится, что «дыма без огня не бывает». Может вы давали какие-то поводы для активных публикаций против вас?
Вадим Нестеренко: - Повод был один – я слишком близко к сердцу принял слова о своей социальной ответственности перед избирателями и был, наверное, чрезмерно активным. Подчеркну, что это именно социальная ответственность, а не политическая. Я никогда не был членом никакой политической партии, избирался как самовыдвиженец и работал депутатом как человек, которого избрали не за конкретный партбилет, а за мои деловые качества, за мой опыт и за то, что я никогда не давал пустых обещаний. Никто не заставлял меня, например, выстраивать систему огромной социальной поддержки людей на округе, создавать благотворительный фонд «ТРК». Я воспринимал и воспринимаю эту работу, как личную ответственность перед избирателями, перед теми сельскими стариками, у которых не осталось в жизни радости, перед теми школьниками, у которых нет спортплощадки или костюмов в танцевальном кружке. А конкуренты выбрали другую тактику – ничего не делать самим, но целыми днями рассказывать, что «Нестеренко вор и коррупционер». Это транслировалось через кучу сайтов, через какие-то «газеты-однодневки». Я когда встречался с избирателями, люди мне пересказывали специально разгоняемые через СМИ и соцсети слухи обо мне.
Доходило до анекдотов. Меня позвали на помощь жители села в Новомосковском районе, у которых таинственные рейдеры отобрали покосы и распахали водоохранный берег реки. Стали разбираться, оказалось, это сельсовет принял решение о сдаче этих территорий в аренду двум каким-то городским фирмам. И из сельсовета же по селу распускали слухи о том, что это я земли отобрал. В этом случае разобрались, но только потому, что в селе нет СМИ и «журналюх». А вот в Новомосковске есть и то, и другое, тут обычному читателю и разобраться невозможно.
Я сначала был достаточно наивным. Думал, что разговор можно перевести в разумную плоскость. Я публично на встречах, на телеканалах, через СМИ обращался к конкурентам – если вы обвиняете меня в рейдерстве городского имущество, так покажите мне что я якобы «украл». Покажите хоть один «захваченный» объект, хоть один квадратный метр городской земли, хоть один конкретный пример, факт, документ. В ответ – тишина и продолжение клеветы.
Особенно это усилилось, когда я раскрыл и озвучил факты про то, что в Новомосковске при прежних властях были по коррупционным схемам выведены из имущества города за бесценок 82 объекта недвижимости. Я в прямом эфире говорил: вот я показываю документы, вот показываю решение суда о возвращении одного такого объекта городу, называю конкретно объекты и их новых собственников. А вы покажите мне в ответ хоть один факт, хоть один документ по мне, несите в студию, мы покажем ваши документы всем горожанам. Не пришли и не показали, ведь таких фактов и документов нет и быть не может. Грязь на меня лилась как раз через сайты, которые принадлежат группе людей, связанной с аферами в городской недвижимости.
Новости Украины — From-UA: - Но ведь у вас на округе случались громкие ЧП, например, ситуация вокруг фермерского хозяйства «Дар», который после смерти первого хозяина по сути дела стал объектом рейдерства. Тогда было много публикаций, и помнится, что в контексте «Дара» неоднократно приводилась ваша фамилия…
Вадим Нестеренко: - Прекрасный пример для того, чтобы наглядно увидеть, как работает механизм клеветы и дезинформации! Четыре года вокруг «Дара» сознательно раздувают скандал и делают это через местные СМИ. Причем суть скандала – даже не защитить семью наследников хозяйства, а оклеветать меня. Ни фактов, ни документов, привязывающих «Дар» ко мне, в природе не существует, в этой истории совсем другие фигуранты.
Сергей Коротя, Новости Украины — From-UA