О том, что происходит внутри «Слуги народа», голосованиях, наказаниях и поощрениях, о том, что в итоге будет с «Укрбудом» и кто в ответе за деньги вкладчиков, в эксклюзивном интервью корреспонденту интернет-издания Новости Украины — From-UA рассказал внефракционный народный депутат Антон Поляков.
Новости Украины — From-UA: - Антон, добрый день! Расскажите, как на данный момент разделилась фракция «Слуга народа» в Раде: на какие ветки, кто сейчас там главный, а кто второстепенный?
Антон Поляков: - Главными все равно были люди, которые находятся в Офисе президента, из ближайшего круга президента, а уже непосредственно фракция (потому что мы понимаем, что партии как таковой до сих пор нет), она делится на группы влияния, на определенные регионы, на определенные бизнесы, которые представляют либо же определенных олигархов, либо же финансово-промышленные группы.
Есть группы депутатов, которые так или иначе связаны с определенными лицами, которые помогли им стать депутатами, это правда. Есть депутаты, которых фактически протянул Богдан. Есть депутаты, которых действительно протянул Арахамия, Коломойский, Ахметов. И это не только в «Слуге народа». Допустим, у одного олигарха могут быть депутаты из разных фракций, даже у которых разные полюса Раде.
Новости Украины — From-UA: - Если бы сейчас были перевыборы, то «Слуга народа» набрала бы сейчас такой процент, как это было до парламентских выборов?
Антон Поляков: - Определенно нет. Показан рейтинг партии в разных соцопросах, исследованиях, от, если не ошибаюсь, 32%, до 40% с лишним, но это неправда, потому что если внимательно изучить эти все опросы, то мы увидим, что социология не совсем совпадает. Во многих исследованиях можно увидеть, что результат «проголосуете ли вы за новую партию или новую политическую силу» фактически занижен, то есть образовывается вакуум, еще не заполненный, и «слуги народа», я имею в виду руководство фракций, Офиса президента, Кабмина, они очень боятся, чтобы пришло понимание, что этот вакуум создается, то есть в этих рейтингах вроде бы как немного и занизили рейтинг «слуг народа» и чуть-чуть подняли, как дань, небольшие процентные соотношения оппозиционным силам, которые сейчас присутствуют в парламенте.
Но на самом деле мы все с вами прекрасно понимаем, что особо рейтинг прошлых политических сил не взлетел, не взлетает и взлетать не будет. Да, есть приверженцы неких политических лидеров, идеологий, но их количество не увеличивается и нет каких-то стимулов для их увеличения. При этом рейтинг «Слуги народа» падает и образовывается вакуум, в который успешно входит, допустим, партия Шария, то есть она отбирает у этого вакуума проценты, наращивает свое влияние к будущим выборам. Возможно, будут какие-то новые политические проекты, новые партии, которые этот вакуум заполнят. Пока нам пытаются скрыть наличие этого процента, дабы в игру не включились какие-то новые игроки, что доставит, естественно, «слугам народа» неприятности. Так они могут еще договориться с какими-то действующими «серыми игроками», а так придется уже тяжелее.
Новости Украины — From-UA: - Расскажите про ваш конфликт в «Слуге народа». Почему вы ушли или вас «ушли»? И было ли это связано непосредственно с законом «о земле»?
Антон Поляков: - Первый момент: меня исключили, я не собирался уходить из «Слуги народа». Более того, я и президенту говорил, и Корниенко, и Арахамии, и всем остальным представителям, и руководителям «Слуги народа» о том, что я готов очистить партию хотя бы в областном масштабе от того, что происходило на парламентских выборах, когда продавали округа. Я задавал этот вопрос и президенту, и подавал соответствующее заявление в правоохранительные органы, плюс по самим правоохранительным органам подавал очень много заявлений и по их работе, плюс по Рябошапке поднимал вопрос президенту и собирал подписи с выражением ему недоверия депутатами ВР. Естественно, это все не нравилось почему-то руководству партии и фракции. Были неоднократные ко мне вопросы, были претензии, плюс были вопросы и претензии по моему голосованию именно по ключевым законопроектам, когда было голосование за антиФОПовский законопроект, за бюро финансовых расследований, за реформу Верховного суда, за землю — такие законопроекты, по которым были негативные выводы всех экспертов, плюс негативное отношение к ним украинцев показывали все срезы — по земле 70% украинцев против этого.
Я, естественно, не мог голосовать по-другому, потому что я представляю свой народ, мне делегировали представлять их мнение. Меня вызывали в Офис президента к Богдану, в присутствии Арахамии, Корниенко, Разумкова, пытались каким-то образом приструнить. Ничего у них не получилось. В итоге после голосования первого чтения «по земле» через одного из депутатов Богдан передал мне привет и сказал, что меня исключают из фракции, что, в принципе, через два дня и произошло. Официальной причиной назвали прогулы и неголосование за законопроекты фракции. Если исходить из причины прогулов, то у меня их нет. И самого Корниенко, который меня исключал, наказали зарплатой за прогулы. Меня же прямым образом не наказывали.
Да, за ключевые законопроекты, в которых были коррупционные риски или антиукраинские какие-то интересы представлены, я не голосовал «за» — я или воздерживался, или был против, но если просуммировать все голосования, все законопроекты, то на самом деле есть депутаты, которые хуже, чем я, в десятки раз голосуют, вразрез с мнением фракции. То есть депутаты в «Слуге народа» необходимы только для того, чтобы жать, как надо руководству, кнопки, ничего не анализировать, абсолютно не иметь своего мнения и послушно выполнять такого рода работу.
Новости Украины — From-UA: - Скандальные законы — «о земле, о медиа» — как вы считаете, будут ли они все-таки приняты?
Антон Поляков: - О земле. Говорю сразу: еще до Нового года я не сомневался, что их не примут. После Нового года, когда, опять же, в нарушение регламента, не рассмотрев все правки, этот законопроект был вынесен в ВР на позапрошлой пленарной неделе и до сих пор голосуется, я специально прошелся по всем знакомым депутатам, и по «слугам народа» прямо в пленарном зале и со всеми пообщался. Честно говоря, мне было и печально, и удивительно наблюдать то, что многие депутаты, особенно мажоритарщики, которые рьяно отстаивали запрет продажи земли в данных условиях военного конфликта на Донбассе, отсутствия каких-то понятных и действительно действующих экономических и правоохранительных реформ, судебной реформы в том числе, понимания, куда идет правительство и что они вообще полезного делают, и неоконченная реформа децентрализации — в этих всех условиях рынок земли открывать нельзя. Ни один нормальный фермер не сможет найти достаточное количество денег для покупки земли — раз, и те фермеры, которые владеют такими деньгами, им невыгодно замораживать в землю деньги, им выгоднее их вложить в оборот, в бизнес, в те же трактора, комбайны и прочее. Так вот эти же депутаты на 180 градусов поменяли свое мнение.
И у меня тут только одно объяснение — что пошли уже договорняки. Есть слухи о том, что пошли уже договорняки не просто за должности, а уже и по конвертам. Мы же сами видим состав парламента этой каденции. Многие депутаты не имели в руках больших сумм, не знают, как они зарабатываются. Почему сейчас ходят слухи про суммы от примерно 10-20 тысяч долларов за голосование по земле и до 200 тысяч — почему такая огромная разница? Потому что, допустим, для «слуги народа» из фракции СН, который зарабатывал среднестатистическую украинскую зарплату, это те деньги, которые он, в принципе, может никогда и не увидеть с учетом того, что 70% фракции — это уже политические трупы, которые уже не всплывут на следующих выборах, а возможно, вообще не всплывут ни на каких выборах, которых свои же и топят. У них топ-50 спикеров, которых они попытаются дальше провести в команде в следующий парламент. Если сравнить с какими-то депутатами из других фракций, которые приезжают в Раду на 600-х мерседесах, на «мейбахах», «ренджроверах», то, естественно, им эти 20 тысяч долларов — это так, съездить отдохнуть на неделю, поэтому там уже другие суммы варьируют. Я склоняюсь к тому, что все-таки сломают тех, кого не сломали, подкупят тех, кто более-менее стойко стоял и имел принципиально какую-то точку зрения, и наберут необходимое количество голосов. Скорее всего, голоса, которых не хватит в «Слуге народа», дадут другие депутатские группы и фракции, возможно, даже те, от которых мы вообще не ожидаем.
Новости Украины — From-UA: - Что вы думаете о законе «про медиа»? Что это за закон вообще, вы пытались разобраться?
Антон Поляков: - Так, чтобы было понятно, это полная диктатура, полная цензура, и печально, что этот законопроект отстаивает именно Ткаченко, который почетный президент телеканала 1+1, у которого недавно были обыски и шумиха. Но на самом деле мы получим то, что эти обыски уже будут не нужны, потому что будут штрафовать, будут лишать права говорить, писать, снимать, показывать. То есть будут ручные телеканалы, фактически это будет режим, даже хуже, чем сейчас в Беларуси или в РФ. Если сейчас люди хотя бы видят и слышат правду и могут, соответственно, анализировать, иметь иную точку зрения, и в том числе это правда, какая бы она ни была горькая, она заставляет все-таки и правительство, и Офис президента, и парламент даже иногда, как бы они ни были зависимы от Офиса президента, каким-то образом двигаться навстречу народу, какими-то публикациями, заявлениями. Пускай это нехотя, но, тем не менее, это происходит, когда поднимается какой-то резонанс, шум, приходится реагировать этим всем товарищам — правительству, президенту, парламенту, и предпринимать соответствующие действия, чтобы решить ту или иную проблему.
Если у нас уже не будет свободы слова, то, в принципе, они уже будут с полностью развязанными руками, уже не будет абсолютно никакого независимого анализа их действий, не будет критики. Вы сами понимаете, чем это грозит, то есть, в принципе, возвращение к тоталитарному режиму, и это будет не то, что происходило при Януковиче, я думаю, это будет гораздо хуже с учетом того, что сейчас происходит даже при камерах, при журналистах, при блогерах. Представим, что их всех не будет, и людям просто не будут доносить то, что происходит.
Новости Украины — From-UA: - Как вы думаете, чем закончится эпопея с Порошенко? Что ему грозит и в итоге будет ли он отвечать за свои действия пяти лет?
Антон Поляков: - Я думаю, что момент возможности привлечения к ответственности всех преступников, в том числе и политических, прошлых лет, утерян, потому что мы видим, что уже какие-то «реформы» прошлись про правоохранительным органам, по судебной системе. Тех, кто мог каким-то образом повлиять на это все, тех, кто были подписантами в громких делах, в прокуратуре уже успешно уволены. Это практически нереально, судя по тому, сколько людей Порошенко в нынешнем правительстве, в нынешних судах, правоохранительных органах.
Чтобы вы понимали, систематически за последние месяцы целые бандитские группировки и банды выпускаются прямо из зала суда, потому что прокуроры или не являются на суд, или являются, но уже сроки проходят, или еще куча нюансов. Дела просто заваливаются. Или вообще продаются, у всех такая точка зрения.
Возможно, ближайший круг Зеленского уже погряз в договорняках и схемах с прошлой властью, и уже убирать Порошенко неудобно, или дорого для них, или вообще невозможно. Мы же видим, что тот же самый Гончарук работал и при прошлом правительстве. Тот же Арахамия, который пел дифирамбы Порошенко и поддерживал его, и который нам заявил, что очень много людей он привел и в правительство, и в Офис президента. Тогда о чем может быть речь?
Новости Украины — From-UA: - Ваш конфликт с Юзиком. Что это было?
Антон Поляков: - У меня появился компромат, можно так сказать, не только на Юзика, а на всю криворожскую группу депутатов, и на собрании фракции, на котором меня исключили, Арахамия с Корниенко дали слово, что если это правда, то эти депутаты тоже будут исключены из фракции. Как мы понимаем, не в первый и не в последний раз Арахамия и Корниенко не сдержали своё слово, данное как депутатам, так и избирателям, народу Украины. Я обещал в случае появления у меня этих аудиозаписей опубликовать их и предоставить правоохранительными органам, что я и сделал. То есть сделал заявление в правоохранительные органы, приложил эти аудиозаписи и предоставил эти аудиозаписи общественности, чтобы все знали, какие у нас есть «слуги народа».
Новости Украины — From-UA: - Что вы думаете по поводу ситуации с «Укрбудом», учитывая, что вы сталкивались непосредственно с бывшим владельцем?
Антон Поляков: - Да, действительно, мы сталкивались в Максимом Микитасем. Да, действительно, у нас был конфликт на выборах, и еще во время выборов мы ситуацию в «Укрбуде» описывали, о том, что там происходит, что там вывозят просто в багажниках кеш, и о том, что держится вся эта пирамида буквально на одной волосинке. Так, в принципе, и случилось, и на данный момент 14 тысяч человек, разных людей, у которых есть свои семьи, могут лишиться и денег, и будущей недвижимости, будущих квартир, которые они ожидают в очереди. И это разграбление продолжается прямо сейчас, когда мы с вами сидим и разговариваем. Каждый день, каждый час квартиры, переделанные с «Укрбуд» на «Укрбуддевелопмент», с одной компании на другую, продаются со скидкой от 15 до 70% партнерами Микитася. То есть сейчас должен быть проведен аудит компании «Укрбуд», потому что осталась огромная дыра — от полумиллиарда долларов до миллиарда долларов. То есть вы представляете — 25 млрд грн! Никакой Киевгорстрой, который тоже лежит на брюхе, эту дыру не перекроет. Да, возможно, зайдут с целью распила бюджета Украины другие компании, и, скорее всего, так и будет. Сейчас нам Зеленский заявил, что Киевгорстрой достроит, но, скорее всего, будет по-другому. Один жилой массив заберет КАН, один еще кто-то — ну, то есть все эти компании всеукраинские строительные, которые будут иметь желание на какие-то определенные застройки.
И мне особо не верится, что всех этих людей привлекут к ответственности, потому что в случае с Микитасем, по моей информации, в САП он заплатил миллион долларов за то, чтобы его отпустили в Лондон, он собирался бежать. Мы планируем создать временную следственную комиссию в стенах ВР, объединяться со всеми инвесторами, со всеми семьями, с людьми, которые пострадали от этого, потому что «Элита-центр» по сравнению с тем, что сейчас с «Укрбудом», просто нервно курит в стороне. То есть это будет реально пик кризиса недвижимости в Украине, потому что там миллионы долларов просто воровались каждый день. Эта наличка вся не считалась, квартиры раздавались без документов. Есть целый подъезды и дома, которые висят на одних людях, по 90-100 квартир, причем финансовых обоснований, откуда у них были деньги на покупку этих квартир и где платежки, нет. Просто заносился кеш Микитасю или его партнерам, этот кеш не оприходовался ни на счет, никуда, квартиры давали по команде по телефону.
Компанию можно было бы спасти, объединившись с турками, еще с кем-то, ее бы подняли, дыру залатали, привлекли бы к ответственности тех, кто воровал, там внутренняя безопасность у них тоже работала успешно, этих воров периодически, которые работали с зарплатой 25 тысяч грн и с автопарком на миллион долларов, с какого-то отдела сидели контролирующего в «Укрбуде», они вычисляли и наказывали. Поэтому компанию можно было спасти, но уже чересчур поздно, и это будет реальный кризис. И то, что Зеленский прикрыл всю эту ситуацию, это скажется опять же на нем, потому что он взял на себя ответственность. И фактически мы видим, что в этих схемах принял участие уже и Богдан, который тоже был когда-то партнером Микитася, и всплыли списки у Джокера. Я хочу, чтобы вы обратили внимание: в этих списках есть пробелы по контактам. Так вот эти пробелы — это те графы, пункты, которые относятся к Майбороде. То есть эти списки кидаются Джокеру Майбородой, он систематически мочит Микитася, на которого перекладывается ответственность.
Новости Украины — From-UA: - Куда смотрел и где был Кличко при этом?
Антон Поляков: - Кличко связан с этим всем, он их покрывал и выдавал земли. У многих на выдачу земель были липовые бумаги, липовые решения в судах, которые специально давались, чтобы через сессию Киевгорсовета, через голосования, через комиссии. Вы же понимаете, что не может мэр и одновременно глава Киевгорадминистрации не быть не связанным с этим всем процессом, это априори невозможно. И когда была война Богдана против Кличко, она касалась в основном вопросов «Укрбуда», потому что Богдан не только аграрным бизнесом занимается, не только владелец огромного аграрного банка земли, но он еще занимается стройками, и он бывший партнер Микитася. Там просто у них разошлись пути на одном из вопросов, Микитась с ним поссорился, поэтому они стали воевать.
Новости Украины — From-UA: - Антон, и в заключение: какие планы на будущее? Вы собираетесь создавать свою партию? Возможно, будете с кем-то объединяться?
Антон Поляков: - Если будет соответствующее финансирование и запрос от общества, если у меня будет такой лимит доверия, который поможет мне привести команду к власти, которая могла бы не просто быть в оппозиции, а каким-то образом влиять на те или иные решения, чтобы выполнять обещания, данные на выборах, то я не против.
Объединяться с прошлой властью я не вижу смысла. Я думаю, что можно ситуативно сотрудничать с депутатами, которые так или иначе преследуют какие-то нормальные цели. Я не думаю, что у нас совпадает даже срез избирателей. За них голосовали одни люди, за меня другие. Это немного разные вещи, у нас разные точки зрения, но ситуативно в некоторых вопросах мы сходимся. Я не знаю почему, может, для кого-то это политическая игра, может, для кого-то это ответственность перед людьми. То есть по закону «о земле» мы сходимся сейчас. Как будет дальше? Если речь идет о каком-то объединении для того, чтобы реально что-то изменить в лучшую сторону, то тут, конечно, уже настолько критическая ситуация в стране, что можно объединиться и пролоббировать какой-то законопроект.