В Минздраве вангуют: страховая медицина может быть внедрена в Украине через пять лет. Мол, говорить о более быстрых темпах невозможно, особенно с учетом экономического развития страны.
Очевидно, что для создания всех предпосылок для принятия официального решения о внедрении общеобязательного медицинского страхования в коммунальных и государственных медицинских учреждениях, нужно много времени. Такими темпами, как мы продвигались в прошлом году, пять лет – это очень оптимистичный сценарий. Причем пять лет нам нужно не для начала самого внедрения страховой медицины, а только для принятия решения – насколько мы все подсчитаем, проведем все финансово-экономические подсчеты и будем к этому готовы.
Что необходимо для того, чтобы ввести общемедицинское страхование в Украине? Прежде всего, это привлечение дополнительных средств, которые теоретически, возможно, придут. Это вопрос, как больницы будут сотрудничать с фондом страхования, на каких условиях они будут выполнять эти договоренности? Как и на основании чего они будут получать деньги от фонда? Необходимо вводить договора, нужно провести учет всей медицины, которая есть в Украине, путем распределения того, что мы называем медицинскими услугами. Необходимо определиться, сколько средств государство может потратить на малообеспеченных, на пенсионеров, на многодетные семьи и заплатить за них страховку, которой будет не хватать для покрытия всех необходимых затрат.
В конце концов, мы вернемся к тому же самому вопросу, который поднимали в конце прошлого года, – какой объем помощи государство может обеспечить каждому гражданину? Это будут гарантированные объемы или «первичка», или это еще и определенные средства на узких специалистов в течение года? Это могут быть роды или покрытие финансирования пребывания двух дней в стационаре? Все это пока неизвестно, точных подсчетов еще нет. Такие расчеты необходимы как просто для оптимизации этих государственных средств, так и для внедрения страховой медицины, – насколько она будет покрывать этот пакет базовой гарантированной страховки. Ведь страховка должна как минимум перекрывать тот минимальный перечень помощи, который государство обещает и гарантирует Конституцией.
Почему сегодня не создается, не развивается хороший рынок частного медицинского страхования? Поскольку некомфортно работать даже частным страховым компаниям. Они ищут либо частные клиники, либо придумывают различные схемы, как работать с государственными коммунальными больницами. У них нет прозрачной схемы работы. Если мы говорим, что сегодня каждая больница должна перейти на новый режим страхования и только таким образом получать деньги, то это нонсенс, это вообще никак не получится. Для начала мы должны провести изменения формы бюджетников, которые содержатся государством на коммунальных предприятиях, которые будут получать деньги за свою работу. Затем встанет вопрос - будут ли платиться деньги за каждую услугу просто из бюджета либо выплачиваться страховым фондом? Это уже вторичный вопрос, мы не сможем его решить до того, как проведем изменения формы бюджетников.
При этом ясно одно: если эти изменения проведет только треть или половина больниц Украины, а все украинцы будут нуждаться в такой помощи, то мы не сможем запустить страховые фонды. Нам надо, чтобы большинство больниц, которые покрывают большинство населения Украины, перешли на страховые формы оплаты своей работы и финансирование, и только тогда мы сможем констатировать, что готовы двигаться дальше. Сейчас для этого необходимо провести большую подготовительную работу.
Еще один вопрос - насколько мы можем гарантировать, что даже через 5 лет, после внедрения общеобязательного страхования, в страховом фонде появятся дополнительные деньги? У нас очень много схожих аспектов медицинской реформы с Польшей – она также имеет большую территорию и немалое количество населения. Так вот, Польша строила фонд обязательного медицинского страхования на протяжении последних 15 лет, и только в этом году планируется его ликвидация и переход на систему бюджетного страхования. Да, у нас есть некорыстные люди, которые говорят, что рано или поздно появятся дополнительные деньги, однако я пока никаких финансовых расчетов не встречала. Пока нет никаких подтверждений того, что количество официальных денег, которые будут вливаться в систему здравоохранения при условии образования общестрахового фонда, действительно увеличится. Скорее, есть предпосылки перехода людей на «теневые» доходы для того, чтобы иметь возможность получить государственную страховку и не выпадать из круга тех, кому положена гарантированная государственная помощь.
Никаких «розовых» мечтаний касательно введения страховой системы в Украине в ближайшее время нет, потому что нет даже понимания того, как это сделать технически. Парламентарии могут принять этот закон, но его ввод в действие будет откладываться, потому что не будет юридических механизмов, откуда взять нужные деньги. Плюс необходим серьезный контроль того, как мы это организуем, потому что нужно огромное количество специалистов, экспертов, которые должны обеспечить работу этого фонда по всей Украине. В каждой области должна быть создана довольно разветвленная сеть из специалистов – медицинских экспертов, которые будут оценивать целесообразность той или иной услуги. Но, опять-таки, сегодня у нас нет достаточного количества таких экспертов. Кроме того, на всю административную службу государственного фонда надо тратить средства Минздрава, которые и так не соответствуют наивысшим стандартам, принятым в европейских странах.
Нам надо сегодня эти средства использовать более эффективно, как минимум, вводить другие методы, инструменты финансирования, например, через договора. И только после того, как заработает эта система распределения средств между больницами, надо будет запускать сложный процесс — какие больницы должны укрупняться, какие объединяться и т. д. Мы запустим процесс, который сдерживался 25 лет административно-командным стилем работы.
Я недавно прочитала блог американского специалиста по медицине, который пишет, что сама природа страхования — это страховать те вещи, которые происходят время от времени: пожары в домах, аварии на дорогах. Они не происходят каждый день. В здравоохранении медицинское страхование применяется гораздо чаще, чем в каких-либо других страховых случаях. Поэтому медицинское страхование не является по своей природе бизнесом, это, скорее, некая социальная возможность для государства, это способ перераспределить свои средства. Если с этой точки зрения посмотреть, то мы и так это делаем теми мерами, которые предложены для того, чтобы финансировать услуги.
Для частных же страховых фондов привлекательна максимально развитая сеть больниц, с которыми они могли бы работать. Если вы застраховали какого-то клиента, то куда бы он ни поехал — в Буковель, в Одессу, в Чернигов — этот клиент хочет получить такую медицинскую страховку, которая ему необходима, где бы он ни находился. То есть любая страховая компания хочет иметь дело с хорошо развитой сетью больниц, которые могут оказать помощь застрахованному клиенту — качественную, своевременную, без траты лишних денег на больницу. Для этого частной страховой компании надо заключить договор с больницей, потом больница должна выставить счет за оказанные услуги, и страховая должна их оплатить. Все очень просто и понятно.
Но большинство больниц, которые есть в Украине, это бюджетные учреждения, коммунальной формы собственности или государственные, — они могут выставить счет? Теоретически могут. Могут ли они снять те деньги, которые придут им на счет казначейства? Не могут. Поэтому как с такими больницами иметь дело? Те схемы, которые на сегодня созданы, они в полупрозрачном, полулегальном плане. Мы уже более полугода говорим о том, что давайте дадим людям возможность не выкручиваться, а нормально работать. Как минимум, чтобы нормально заработала частная страховая система. Мы бы увидели, насколько это интересует население, в том числе и возможности больниц — насколько они открыты к такому виду сотрудничества и т.д. Но этого до сих пор не произошло.
Теоретически местная власть сама может провести реорганизацию коммунальных предприятий, на какие счета им выставлять и т. д. Но тогда без изменений в законодательство у них будут проблемы, трудности с протоколами, с учетом этих средств и т. д. Мы говорим о том, что даже для внедрения частного страхования, возможно, надо дать какой-то период, чтобы это все раскрутилось. Как минимум, это заведет легальные средства в больницы, хотя бы через приватные медицинские страховые фонды.