Дональд Трамп объявил новый этап торговой войны, введя 104% пошлины на китайские товары и поэтапное расширение тарифов на импорт со всего мира. В ответ Китай пообещал "бороться до конца", обвиняя США в экономическом шантаже. Экономисты предупреждают, что глобальные пошлины Трампа могут вызвать новую волну инфляции, падение биржевых индексов и снижение покупательной способности американцев. Из-за обострения напряжения инвесторы начали терять доверие к доллару, что уже привело к его ослаблению на валютных рынках. В долгосрочной перспективе это может пошатнуть позиции доллара как главной резервной валюты мира.
From-UA обратился за комментарием к экономическому эксперту Борису Кушнируку - одному из ведущих аналитиков по финансовым вопросам в Украине. Мы спросили, что делать с долларами, которые сегодня хранятся у людей на банковских счетах, и как изменится ситуация с американской валютой в ближайшей перспективе:
— Если говорить в краткосрочной перспективе, до года, то ничего принципиального не будет. Есть две взаимопротивоположные тенденции.
С одной стороны, Трамп заинтересован в ослаблении доллара, потому что это делает импортные товары дороже, а американские товары - дешевле на внешних рынках.
С другой стороны, торговая война, которую он развязывает (он, кстати, и начал ее с тарифами, под предлогом, что договорился со всеми о том, что другие страны будут лучше себя вести), может существенно ухудшить ситуацию в глобальной экономике.
И, соответственно, это такая кризисная ситуация, когда все инвесторы будут искать, куда побежать. Исторически, со Второй мировой войны, все бросались в доллар, а не в евро. Поэтому здесь может быть ситуация, что, наоборот, доллар будет дорожать, потому что спрос на него растет.
Здесь две прямо противоположные зависимости. С одной стороны, Трамп вроде бы заинтересован в том, чтобы доллар стал дешевле, а с другой стороны - он заинтересован в притоке долларов в США.
Почему? Потому что США в этом году нужно рефинансировать 9 трлн долларов. Там государственные обязательства на 9 трлн долларов. Это огромные средства, которые нужно найти.
Бесспорно, часть этих средств, скорее всего, напечатают с помощью ФРС - Федеральной резервной системы. Но если все 9 трлн напечатают с помощью ФРС, то будет очень существенная инфляция. Поэтому он заинтересован, чтобы эти доллары пришли от всего мира.
И здесь возникает противоположное желание - чтобы, наоборот, доллар стал более интересным для всех, и все бросились именно в доллар.
То есть, видите, есть две прямо противоположные тенденции, которые могут быть, и сказать прямо сейчас, какая станет превалирующей - ну, даже западные эксперты колеблются давать прогнозы.
Теперь что касается Украины. У нас пара "доллар-евро" фактически идет в фиксированном режиме. То есть тот курс, который у нас есть в паре "доллар-евро", он автоматически потом идет в цену евро, то есть у нас евро считается через доллар.
Соответственно, если на внешних рынках доллар падает по отношению к евро, то в Украине курс евро к гривне растет. Доллар стоит на месте, а евро растет в гривневом эквиваленте.
Если доллар укрепляется по отношению к евро, то есть становится сильнее, то при этом евро начинает дешеветь. Таким образом, это то, что будет происходить в паре "доллар-евро".
Если же брать дальнюю перспективу - что будет с долларом - то есть определенные нюансы, которые могут указывать на то, что доллар будет постепенно терять функцию главной мировой валюты.
Другое дело, что на сегодняшний момент никто не знает, что будет происходить в мире без главной мировой валюты.
Все разговоры о том, что мировой валютой станет китайский юань - это глупости. Во-первых, потому что юань не является свободно конвертируемым, и Китай не хочет делать его таковым. Он стремится управлять юанем самостоятельно.
Одна из составляющих экономической политики Китая - это занижение курса юаня, чтобы сделать его дешевле относительно других валют. Соответственно, китайские товары становятся дешевле на международных рынках. И Китай не намерен менять эту ситуацию.
Если посмотреть на торговлю, то у Китая огромный торговый профицит. И по торговле, и по притоку валюты по инвестициям - у Китая положительный баланс со всем миром. С точки зрения логики, юань должен был бы укрепляться, и страна должна была бы перейти к свободно конвертируемой валюте, но этого не происходит. Наоборот - Китай делает все, чтобы юань оставался слабым относительно других валют.
Соответственно, если валюта не является свободно конвертируемой, обеспечить расчеты в международной торговле через юань - невозможно. Поэтому, несмотря на разговоры о юане как будущей глобальной валюте, это свидетельствует лишь о непонимании механизмов мировой торговли.
И если этого не произойдет, то, как и раньше, мировыми валютами остаются доллар и евро, которые еще в течение ближайших десятилетий будут выполнять функцию основного валютного резерва. Никто пока что ничего другого не придумал. И изменить это очень трудно.