В мае 2025 года международная дипломатия вокруг войны в Украине претерпела новые потрясения. Президент США Дональд Трамп провел телефонные разговоры с президентом России Владимиром Путиным и президентом Украины Владимиром Зеленским, после чего объявил о намерении США отойти от роли посредника в мирных переговорах. Это решение вызвало беспокойство среди европейских союзников, которые опасаются, что такой шаг может усилить позиции России и ослабить поддержку Украины.
Интернет-издание From-UA обратилось за комментарием к Виталию Кулику, директору Центра исследований проблем гражданского общества. Мы спросили его об эффективности последних переговоров между Трампом, Путиным и Зеленским, а также о возможных последствиях для Украины в случае изменения позиции США.
- Я бы сказал так, что они не могут не вызывать у нас беспокойства, поскольку Трамп все еще живет в иллюзиях того, что ему удастся втянуть Путина в разговор об экономической целесообразности, о выгоде. Однако Путина это не интересует, и он это использует. Путин держит Трампа в фокусе переговоров, не давая никакого сухого остатка этих переговоров. Он разговаривает для того, чтобы разговаривать. И это не предполагает никакого результата в виде перемирия или мира как такового в Украине.
Путин пытается выбить из Трампа уступки, связанные с тем, чтобы якобы под экономическую перезагрузку отношений американцы должны вывести свои войска из Восточной Европы, что американцы должны прекратить поддерживать Украину, вооружение продавать европейцам, чтобы они могли нам поставлять. Под разговоры Россия хочет получить от США и Трампа позицию невмешательства. И это очень опасно, потому что определенные силы в Вашингтоне готовы на это. Уже сейчас там говорят, что это не его война, что он умывает руки, что он от этого дистанцируется.
С другой стороны, он не может полностью выйти из переговорного процесса и вообще из этой тематики, потому что он сам в начале своей каденции создал этот фокус украинского кейса, от которого зависит вхождение его в другие тематики.
- Даже несмотря на все его заявления, что он выйдет?
- Да, он просто не может. Без какой-то точки в решении украинского вопроса он не может перейти, скажем, к эффективным переговорам с Китаем, он не может перейти к вопросу Ближнего Востока, не может решить вопрос Латинской Америки. То есть какие-то точечные варианты у него есть в виде договоренностей с саудитами, но глобально миропорядок он не может переформатировать, потому что все его спросят: а насколько ты способен, что ты сделал в украинском кейсе, в тяжелом кейсе, без решения в котором ты не можешь перейти к другим? Поэтому ему придется возвращаться время от времени к украинскому вопросу. Это будет его раздражать, и тут может быть "вилка" событий. Он может действительно психануть и отойти, пытаться снизить участие США в поддержке Украины. Это для нас очень рискованно.
- Что это будет для нас значить в таком случае?
- Опасность заключается в том, что американцы могут прекратить продавать оружие и давать разрешение на покупку оружия за европейские деньги. Это очень важно. И второе - это обмен разведывательной информацией, которая является крайне важной для нас. А также позиция по международным кредиторам в мировом банке и МВФ. От США очень многое зависит. Нам надо реструктуризировать долги, если не списать их. Это бремя над нашей экономикой и наше выживание экономическое, потому что от нас уже требуют платежи, в сентябре платеж в миллиард долларов. Мы можем его пропустить без значительных санкций, но это не решает вопрос. Поэтому позиция США крайне важна. Если в Вашингтоне будут занимать нейтрально позитивную или, скажем, нейтрально негативную позицию по отношению к Украине, то нам "прилетит". И нам надо к этому быть готовыми или искать варианты, как мы переживем этот период трампизма, искать какие-то другие варианты, диверсифицировать, искать внутренние опоры и тому подобное.