Зеленский, Путин, Трамп / Зеленський, Путін, Трамп
03.06.2025 17:49
Читати українською

Андрей Золотарев. Россия показала Трампу «комбинацию из трех пальцев» вместо мира

2 июня 2025 года в Стамбуле состоялся второй раунд мирных переговоров между Украиной и Россией. Несмотря на достигнутые договорённости по гуманитарным вопросам, включая обмен пленными и возвращение тел погибших солдат, стороны не смогли согласовать условия прекращения огня. Россия выдвинула жёсткие требования, включая вывод украинских войск из оккупированных территорий, отказ от вступления в НАТО и признание русского языка государственным, что Киев расценивает как фактическую капитуляцию.

3 июня глава Офиса президента Украины Андрей Ермак отправился в США для обсуждения дальнейших шагов по урегулированию конфликта и получения поддержки от американских партнёров.

Интернет-издание From-UA обратилось за комментарием к политологу, директору аналитического центра «Третий сектор» Андрею Золотарёву с просьбой разъяснить, что может означать заявление президента о смягчении позиции России на фоне переговоров в Стамбуле и визита Андрея Ермака в США:

— Я думаю, что всё-таки тут вопрос в другом. Многие предполагали, что в результате операции «Паутина» россияне хлопнут дверью и не полетят в Стамбул. Но я скептикам возражал: очевидно, у Путина есть более весомые стратегические соображения, нежели соображения того, что это продемонстрирует слабость и нанесёт ему репутационный ущерб.

Важно, что было заметно в этих переговорах: и украинская, и российская стороны, естественно, стараются перед миром — и прежде всего перед президентом США — продемонстрировать, что они не саботируют мирный процесс, что они якобы за мир. Это типичный приём «да, но нет».

Когда мы открываем российский меморандум и видим, что сразу, сходу, условием прекращения огня выставляется требование, чтобы украинские войска покинули территории не только Донецкой и Луганской, но и Запорожской и Херсонской областей, — мы понимаем, что это не что иное, как вежливая комбинация из трёх пальцев, показанная Трампу, без резких заявлений. Российская делегация, по всей видимости, просто блефует, стараясь производить впечатление максимально конструктивной позиции.

Поэтому я пока не вижу предпосылок к тому, что третий раунд переговоров в Стамбуле будет успешным. Да, там может забрезжить какой-то лучик надежды на прекращение огня, но пока этого и близко нет — между двумя меморандумами зияет огромная пропасть. А мосты над этой пропастью никто не пытается даже начать строить — ни украинская, ни российская сторона. Им важно не результат, а картинка: показать, что они за мир, но на своих условиях.

А если перевести требования российского меморандума на простой человеческий язык — это, пусть не безоговорочная и не полная, но капитуляция Украины. А капитуляция, как правило, происходит тогда, когда исчерпаны возможности военного сопротивления. А эти возможности не исчерпаны — ни у нас, ни тем более у России. Вот отсюда и такой итог.

Да, есть какие-то дипломатические шаги, но в прошлый раз мы тоже это наблюдали. Тогда, благодаря настойчивости турецкой стороны, переговоры не выглядели полностью безнадёжными — состоялся обмен, беспрецедентный по масштабу. Турция тогда сказала: всё хорошо, всё прекрасно, всё успешно. Но это — позиция Турции. А где здесь мы? Для нас война продолжается. Будет продолжаться и ракетный террор. Судя по всему, за операцию «Паутина» прилетит — не сейчас, но чуть позже.

Что касается визита Ермака — в Америку надо везти заявление. Всё-таки Медведев — это официальное лицо, он представляет Совбез, как-никак. И когда он заявляет: «наша цель — не мир, а уничтожение нацистского режима», — это прямая цитата, которую нужно выкладывать на стол Трампу, чтобы показать: Россия не хочет мира.

Но я думаю, что Трамп сейчас на распутье. Этим, кстати, и объясняется сдержанная реакция, которую продемонстрировала пресс-секретарь Белого дома на операцию «Паутина». Видимо, Трамп просто не был в курсе, не был заранее уведомлён. Он сейчас находится в состоянии мучительного выбора.

Если он отойдёт в сторону и позволит событиям идти своим чередом — демократы повесят на него всю ответственность. Скажут, что он слил Украину, всё сдал, это второй Афганистан и так далее. А впереди — промежуточные выборы в Конгресс и риск потери республиканского большинства. Уже сейчас мы видим критические стрелы, летящие в его сторону.

Второй вариант — он может решительно вступить в игру: хлопнуть дверью в коммуникациях с Кремлём, ввести 500%-ные санкции, возобновить поставки вооружений Украине — пусть даже в обмен на ресурсное соглашение. Но это — полностью войти в повестку Байдена. А значит — фактически признать его правоту. А ведь Трамп всё время говорил, что это не его война, это война Байдена. Такой шаг был бы для него признанием собственного бессилия и неэффективности.

И остаётся третий путь — попытаться через колено, жёстко нагнуть и одну, и другую сторону. Получится ли у него? Пока мы видим, что у Трампа не получается ничего — от слова совсем.