Польша пережила то же, что и Украина, только в куда больших масштабах - журналист
04.07.2014 11:22

Польша заплатила за свое благополучие воистину железную цену, потеряв немало территорий и пролив реки крови. Об этом в статье «Польша: цена национального единства» для интернет-издания Новости Украины - From-UA пишет Виктор Дяченко.

По словам автора материала, Польша пережила такие же проблемы и катастрофы, которые сегодня обрушились на Украину, только в куда больших масштабах.

«Буквально накануне возрождения своей государственности польское общество кипело страстями и раздором. Даже в отдельных политических партиях не было согласия - их тоже раздирала многовекторность. Они дробились и ополчались друг на друга. Тогда в польской политике существовало пять (!) путей развития: националистический, пророссийский и прогерманский, пробританский, а также проевропейский. Даже активные сторонники возрождения польской державы обязательно ориентировались на один из них», - пишет журналист.

Еще в начале 20-х годов, напоминает Дяченко, возрожденная Польша вела войну сразу на несколько фронтов: с немцами, с ЗУНР, с Белорусской ССР и Советской Россией.

«Это была война не только за границы новой Польши и не только за её политическое будущее (как европейской державы или советской республики), но и за население, которое должно было жить в этих границах. Так, оказалось, что большинство немцем и чехов и очень многие украинцы не захотели становиться польскими гражданами и жить по польским законам. Ситуация, хорошо знакомая в Украине начала 90-х! Правда, тогда украинцы обошлись без войны – она грянула лишь сейчас», - отмечает автор материала.

Современная мононациональная Польша - это следствие целого ряда трагедий, уверен журналист.

«Первой трагедией стала потеря в 1939 году т.н. Восточной Польши, у нас известной как Западная Украина и Западная Беларусь. Вместе с ними было утеряно и их население, а последние украинские регионы в Польше были ликвидированы в ходе операция «Висла» (1947). Одновременно с этим из северо-западных и северных регионов Польши было насильственно депортированы этнические немцы. А еврейское население страны практически исчезло в ходе Холокоста и нескольких волн эмиграции (до и после войны). Так Польша и стала польской на 97%», - пишет Виктор Дяченко.

Внутринациональный мир, продолжает журналист, также дался полякам непросто.

«В 1945 году страна была разделена на сторонников Лондонского и просоветского правительств. И самые активные из них выясняли между собой отношения с помощью оружия. Армия Крайова, которая всю войну партизанила против немецких оккупантов, теперь повернула оружие против СССР и «советских поляков», после её разгрома в подполье выросли другие группы сопротивления. Этот конфликт продолжился еще три года (отдельные «акции» совершали до 1952-го), унеся тысячи жизней. Так же, как вояки УПА для украинских националистов, бойцы Армии Крайовой стали героями для польских. Однако, в отличие от украинцев, польские правые не пытаются подражать своим кумирам буквально. Не рядятся в форму, не устраивают по праздникам факельные шествия и уж тем более не призывают кого-то изгонять и свергать. Впрочем, как вы видите сами, изгонять из Польши уже некого: «нацменов» там давно уже нет, изгнали более полувека тому назад, а между собой поляки, наученные горьким опытом, больше не воюют. В отличие от украинцев…», - резюмировал Виктор Дяченко.

Полный текст статьи «Польша: цена национального единства» доступен ЗДЕСЬ.