В 2024 году Украина намерена произвести тысячи БПЛА дальнего радиуса действия, которые будут способны действовать в глубоком тылу России. Уже сейчас около 10 компаний выпускают беспилотники, достигающие Москвы и Санкт-Петербурга.
Как рассказал в интервью Reuters министр по инновациям, развитию образования, науки и технологий Украины Михаил Федоров, в Украине подавляющее большинство производителей — частные. Это главное отличие с Россией.
"Растет категория дальнобойных беспилотников-камикадзе с дальностью полета 300, 500, 700 и 1000 километров. Два года назад такой категории не существовало... вообще", — заявил он.
Федоров отметил, что с начала 2023 года Украина подготовила 20 000 операторов БПЛА, этим занимается 20 школ.
В целом в прошлом году было заключено контрактов на более 300 000 дронов различных типов и более 100 000 отправлено на фронт, сказал он, добавив, что эти цифры не включают поставки добровольцев, которые, по его словам, внесли "значительный вклад".
"Мы убрали налоги на комплектующие БПЛА, упростили процедуру заключения контрактов и процедуру вывода из эксплуатации, - сказал он. - Другими словами, мы взяли все блокировки, с которыми столкнулись компании частного сектора, и устранили их за шесть месяцев, приняв все необходимые законы и постановления".
Украинская индустрия дронов в значительной степени зависит от комплектующих из зарубежных стран, включая Китай, который является союзником России. Федоров сообщил, что предпринимаются усилия по локализации производства комплектующих: "Вот почему я думаю, что если мы продолжим эту тенденцию, к концу этого года у нас будет много компаний, которые уже производят более 50% своих компонентов на месте".
Частный сектор также сдерживался государственной монополией на производство боеприпасов для дронов. По его словам, Украина приняла постановление о прекращении этой государственной монополии три месяца назад, а затем приостановила отдельную монополию на производство артиллерийских снарядов и ракет.
"За последние три месяца более 20 компаний уже прошли испытания и теперь могут дать боеприпасы государству", - сказал он.
Напомним, у оккупантов появились "умные" дроны, оснащенные машинным зрением.
Военно-политический обозреватель Александр Коваленко обратил внимание на "непонятную" особенность дроновой атаки по югу в ночь на 10 февраля. Вторая волна шахедов была запущена оккупантами явно после доразведки последствий прилетов после первой атаки.