Разрушение промышленности и инфраструктуры в Донбассе привело к дефициту угля на тепловых электростанциях. Министерство энергетики и угольной промышленности предупреждает, что зимой потребителей может ждать вынужденное отключение электроэнергии.
Нужно готовиться
Минэнергоугля заговорило о возможном отключении потребителей от энергоснабжения грядущей зимой в связи с дефицитом генерирующих мощностей. Еще в минувшую пятницу о возможности веерных отключений предупредило своих потребителей ПАО «Прикарпатьеоблэнерго».
А вчера уже профильное министерство заявило, что подобное вполне вероятно в масштабах всей Украины, но коснется только населения (его доля в общем объеме потребления электроэнергии составляет 28%), не затро-нув объектов промышленности, торговли, инфраструктуры. Последний раз веерные отключения потребителей в Украине происходили в начале 1990-х.
При этом Минэнергоугля напомнило, что в конце августа было принято распоряжение Кабмина «О принятии временных чрезвычайных мер на рынке электрической энергии», согласно которому также могут быть установлены ограничения на производство электроэнергии из альтернативных источников, для потребителей могут устанавливаться лимиты потребляемой мощности, а также устанавливаться временные ограничения по пропускной способности межгосударственных электрических сетей Украины.
ТЭС в огне
Некоторые ТЭС попали в зону боевых действий на Донбассе, что привело к проблемам со стабильным производством и поставкой электроэнергии. По словам генерального директора Центра исследований энергетики Александра Харченко, сейчас в Луганской области порядка 200 МВт мощностей из‑за военных действий работает не в общей энергосистеме, а автономно. «Луганская ТЭС сегодня работает практически автономно от остальной энергосистемы из‑за того, что разрушены ЛЭП и подстанции. Это плохо и для самого региона, и для всей энергосистемы», — сказал он «Капиталу».
Помимо этого, электростанции испытывают проблемы со снабжением углем. Его запасы на складах Украины за неделю с 18 по 25 августа сократились на 107,1 тыс. т, или почти на 5 % — до 2,16 млн т, сообщила Национальная энергетическая компания (НЭК) «Укрэнерго». По данным компании, всего за август запасы угля сократились почти на треть.
Как заявил вчера глава Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец, имеющихся запасов угля на ТЭС может хватить только до середины ноября, поскольку из‑за боевых действий большинство донецких шахт не работает, а доставка угля с действующих затруднена. При этом Волынец привел более свежие данные о запасах угля — они уменьшились до 1,7 млн т. «Это было бы не критично, если бы шахты работали в нормальном режиме», — сказал Волынец.
Он уточнил, что сейчас на Донбассе 50 шахт не добывают уголь, а только откачивают воду, при этом 18 шахт уже затоплено. В то же время на востоке Украины функционируют лишь 35 шахт и при этом шахты, которые добывают уголь марок «Т» (тощие) и «А» (антрацит), которые используются на ТЭС, находятся на территории, которую контролируют боевики.
Атомный запас
Основным резервом для восполнения производства электроэнергии на случай проблем с тепловыми станциями служат АЭС. По словам директора по вопросам информации и связям с общественностью Ассоциации «Украинский ядерный форум» Ольги Кошарной, ресурс работы АЭС сейчас используется далеко не полностью. «Атомщики могут производить больше. Например, на Запорожской АЭС есть 6 блоков, которые по идее должны выдавать мощность 6 тыс. МВт. Но сейчас нагрузка на них — 4860 МВт. Почти 1200 МВт мощности не выдается с этой АЭС, потому что нет линий электропередач», — сказала она «Капиталу».
По ее словам, такая же ситуация с Ровенской и Хмельницкой АЭС, которые также ограничены в возможностях транспортировки вырабатываемой электроэнергии на восток страны, где находятся основные ее потребители и где может возникнуть ее дефицит. «Я была летом на Ровенской АЭС, опоры ЛЭП стоят, а проводов нет. У проекта какие‑то проблемы с землей», — сказала Кошарная и отметила, что последний блок на РАЭС вводился в строй еще 10 лет назад, но проблема транспортировки электроэнергии не решена до сих пор.
Впрочем, в прошлом году АЭС искусственно ограничивались в производстве электроэнергии даже зимой, поскольку тогдашняя власть лоббировала интересы тепловой генерации. По данным НАЭК «Энергоатом», в январе 2014 г., последняя декада которого была весьма холодной, из‑за диспетчерских ограничений украинские АЭС недопроизвели 0,5 млрд кВт·ч электроэнергии. Тогда коэффициент использования установленной мощности АЭС составлял 80,4 %, хотя станции готовы были повысить загрузку еще на 9 процентных пунктов.
Сохранялись эти ограничения и в этом году, несмотря на смену власти, в результате чего за январь-июль 2014 г. месяцев украинские АЭС недопроизвели 6,3 млрд кВт·ч электроэнергии. «Это больше, чем годовой объем выработки электроэнергии одним блоком-«миллионником», — сказала Ольга Кошарная.
Остается только надеяться, что нынешней зимой подобные ограничения будут сняты, и АЭС смогут использовать максимально свой ресурс. На лучшее надеется и Александр Харченко. «Я думаю, что ожидать веерных отключений не стоит по меньшей мере до Нового года. Энергетика пока справляется, и энергетики смогут пройти этот кризис», — сказал он.