Правительство не справляется с реализацией плана по бюджетным расходам из‑за проблем с налоговыми поступлениями. По данным Государственной казначейской службы, за январь-август текущего года Кабинет министров не профинансировал 7,6% или 19,1 млрд грн расходов, предусмотренных в общем фонде госбюджета. Частично — потому что недосчитался 2,4 % или 5 млрд грн запланированных доходов. В сентябре ситуация еще ухудшилась — недобор общего фонда достиг уже 4,1 % или 11,1 млрд грн. Дыру в доходной части госбюджета проделала война на Донбассе. «Идет постоянная тенденция по падению уплаты налогов», — сказал премьер-министр Арсений Яценюк, открывая вчера заседание Кабмина.
По всем фронтам
В августе усилились боевые действия на востоке страны, что повлекло за собой разрушение инфраструктуры и остановку предприятий, усилило девальвацию гривни. Это подорвало возможности бюджета облагать налогом потребление и импорт, из‑за чего недобор налоговых поступлений разрастался с каждым месяцем. Еще в январе-августе Государственная фискальная служба (ГФС) не смогла выполнить 4,2 % плана, недобрав 8,6 млрд.
В первый месяц осени эти показатели выросли до 4,8 % или 11,5 млрд грн. В том числе 2 млрд грн недостачи пришлось, по словам Яценюка, на Донецкую и Луганскую область.
Проблемы с финансированием наблюдаются практически по всем налогам. Из-за сокращения оборота розничной торговли на 4 % поступления от налога на добавленную стоимость (НДС) внутри страны составили по итогам восьми месяцев 53,6 млрд грн — на 8,5 % меньше плана. А из‑за сокращения импорта на 22 % недобрали НДС на привозные товары 4,7 %, ввозной пошлины — 20 %.
В целом недобор таможенных поступлений составил за восемь месяцев 4,4 млрд грн. В сентябре ситуация незначительно улучшилась — план оказался не выполненным на 4,2 млрд грн. По словам заместителя главы Государственной фискальной службы Анатолия Макаренко, из‑за ситуации на востоке страны потери таможенных налогов и таможенных платежей от внешнеэкономических операций предприятий Донецкой и Луганской областей составили около 800 млн грн.
Возмещение убытков
В первом полугодии компенсировать потери налоговых доходов помогали выплаты Нацбанка. Но после того, как НБУ перечислил в госказну авансом все положенные за год 22,8 млрд грн еще в июле, а МВФ запретил авансовые платежи Нацбанка в госбюджет, вся надежда осталась на авансовые платежи налога на прибыль предприятий. Последний стал одним из немногих налогов, план по которому был перевыполнен. За восемь месяцев ГФС собрала с бизнеса на 6,4 % больше плана, но и то — лишь благодаря тому, что две трети этого налога выплачивается авансом исходя из показателей предыдущего года.
В первом полугодии размер убытков средних и крупных компаний взлетел в четыре раза — с 73,7 млрд грн (71,6 млрд грн без учета Крыма) до 290 млрд грн. При этом три четверти потерь пришлось на компании, работающие в зоне боевых действий — в Донецкой и Луганской областях, а также в Днепропетровской области, где предприятия зависят от поставок из этих двух регионов. В последующие месяцы ситуация еще ухудшилась. Спад промышленного производства в Донецкой области достиг 20 % за восемь месяцев, в том числе только в августе — 59 %, в Луганской области — 23 % и 85 % соответственно.
Также немного помогли новые налоги и повышение старых. С августа налоговые органы начали собирать 15 %-ный налог на проценты по депозитам и другие пассивные доходы. Благодаря этому поступления налога на доходы физлиц в виде процентов в последний месяц лета составили 4,2 млн грн — в 55 раз больше, чем за предыдущие семь месяцев. Продолжилось и взимание 1,5 %-го военного сбора, который за восемь месяцев принес в казну 289,8 млн грн.
С августа Верховная Рада увеличила ставку платы за недропользование до 55 %, при добыче нефти и газоконденсата — до 45 %. И плата за недра оказалась одним из немногих источников доходов, по которым план был полностью выполнен. Благодаря этому поступление платы за недра достигло 10,1 млрд грн, в том числе 1,4 млрд грн только в августе при среднемесячных поступлениях в январе-июле на уровне 1,2 млрд грн. Однако этого всего в сумме не достаточно, чтобы компенсировать нехватку поступлений от основных бюджетоформирующих налогов.
Военная диета
И чем дольше будут идти военные действия на востоке страны, тем значительнее станут бюджетные потери. По высказанным ранее оценкам министра финансов Украины Александра Шлапака, если конфликт не будет урегулирован до конца 2014 г., госбюджет недополучит 18 млрд грн налогов, то есть еще порядка 7 млрд грн в оставшиеся три месяца года. А значит, правительство не сможет выполнить бюджет и будет вынуждено усилить экономию на расходах.
«Вряд ли Кабмин проведет полноценный системный секвестр бюджета, как это было весной. Скорее всего, он в конце года уточнит расходы по отдельным сферам или отдельным распорядителям бюджетных средств», — полагает эксперт Ассоциации городов Украины по вопросам бюджетного законодательства Александр Слобожан. По его мнению, все ресурсы правительство бросит на выполнение социальных расходов и, возможно, на финансирование местных бюджетов в части выплаты зарплат и оплаты энергоносителей. Взамен произойдет недофинансирование госпрограмм, в том числе проектов на Донбассе, которые физически невозможно осуществить.