...оформить в небольшой роман все то, что пережила женщина, доверившаяся банку. Книга будет бестселлером и выжмет слезу даже у кладбищенского сторожа. Если потом это экранизируют и покажут по телевизору, то возможен крах финансовой системы страны, а заодно и судебной ветки власти, которая стала у банкиров придатком.
Сама Людмила, по ее словам, пока что продолжает жить в многосерийном сериале ужасов под названием «Валютное рабство». Эпопея началась в 2007 году, когда у женщины заболела мать, и дочь решила объединить жилплощадь. Продав свою однокомнатную и двухкомнатную квартиру матери, женщины покупают трехкомнатную недвижимость. На момент сделки покупки-продажи, нотариус сообщает, что Людмила не может купить всю квартиру, поскольку ее четвертая часть принадлежит умершему недавно деду бывших хозяев, и, что надо ждать шесть месяцев, где угодно но не в приобретенной «трешке». «Брокер» сторговавший недвижимость Людмиле был либо не в курсе (тогда он дилетант и ему не место на рынке), либо преследовал какие-то свои интересы. Женщины оставались без крыши над головой на полгода. Людмила решила обратиться за финансовой помощью в ПриватБанк, чтобы выкупить четвертую часть квартиры, и оформила свои отношения с этой финансовой структурой в феврале 2008 года.
ПриватБанк взял в залог всю квартиру, объясняя, что это «стандартная форма договора и они не имеют права править договора». Сумма кредита – 15 тысяч долларов США по курсу 5.05 гривен, процентная ставка -12, а погашение кредита с процентами должно было составить 340 дол.ежемесячно. Людмила, которая тогда имела хорошую работу, подсчитала, что погасить кредит сможет максимум за пять лет.
Но 2008 оказался роковым для заемщиков, которые думали, что «сытые нулевые» годы будут продолжаться всегда, а украинские банки - не вместилище всех пороков. Сюжет развивался, как в обычном триллере. В сентябре по планете шагает кризис, «Приватбанк» в одностороннем порядке поднимает ставку до 15%, в пересчете на доллар зарплата Людмилы снижается почти в два раза. Тем не менее женщина изо последних сил до 2010 года проплачивала кредит. Из 15000 дол.США (75750 в грн) полученных ею наличностью при выдаче кредита, ею же было внесено в кассу банка 11042 доллара США (85 000 грн).
И тут в семье случилось горе - отказали руки, ноги и речь у матери Людмилы. Женщина вынуждена была рассчитаться с работы и уйти на пенсию. Наивная надеялась, что в банке поймут в какую ситуацию она попала, поэтому и пришла в Приват с просьбой о кредитных каникулах. Банк отказал, хотя тогда уже было постановление Нацбанка №461, где банкам рекомендовалось оказывать поддержку заемщикам, попавшим в трудную ситуацию.
Дальше начался типичный украинский хоррор. Все деньги Людмилы шли на лекарства и больницы для мамы. Проплачивать кредит возможности не было, а с ростом курса доллара ее ежемесячный платеж составил уже 2800 гривен, при пенсии – 3000 гривен. Прожить на 200 гривен с больным человеком не смог бы никто. Но самое страшное началось, когда ситуация уже казалось и так – хуже некуда. Из банка стали звонить (как потом оказалось на домашний телефон Людмилы и по ее кредиту, и по кредиту бывшего соседа). Звонили утром и днем, звонили поздно вечером и по несколько раз в день. Доведенная до отчаяния женщина даже решилась бы на продажу почки, но даже такой суммы не хватило бы, чтоб утолить аппетит ПриватБанка. В банке росли проценты на проценты, и Людмила однажды на очередной звонок сказала, что покончит с собой, если не прекратят звонить. Звонки, как ни странно, прекратились, а банк подключил «самый гуманный суд». Приватбанк подал сразу же на «відчуження іпотеки», а адвокаты Людмилы убедили ее, что дело стоит того, чтобы бороться.
Мария Матиос, должно быть, красиво опишет картину о женщине, которая борется с монстром, но и без этого ситуация жутче некуда. Банк затягивал суды, чтобы нарастала сумма штрафов, адвокаты оказались прохиндеями. В Апелляционном суде, куда дошла стойкая женщина, она уже не понимала сути судебного заседания, ведь ее дело по объему было сопоставимо с делом рецидивиста.
Открыл глаза Людмиле пост на сайте Привата, где заемщица написала: «День перед судом (по своим каналам) узнала, что решение суда все-равно признают недействительным, по той простой причине, что пришла директива «сверху» - удовлетворять все иски в пользу ПриватБанка».
Мать Людмиры умерла, но женщина продолжает бороться и пишет письма Президенту, в парламент, Национальный банк. Получает оптимистичные отписки.
Людмила опять устроилась на работу (пенсионерка, ветеран труда, непрерывный трудовой стаж составляет почти сорок лет), и пришла в банк просить о реструктуризации долга. Банк «согласился» и женщине пришлось бы выплачивать десять лет 27 200 долларов.
Кризис сделал безработными ее сына и дочь, но Людмила сделала то, что очень не любят придавать гласности банки – выстояла. Она нашла и объединила таких же «униженных и оскорбленных» в борьбе с банком. В августе текущего года, несмотря на мораторий, суд принял решение Людмилу из квартиры выселять, но Апелляционный суд, под стенами которого собралась команда тех, кому нечего терять, тех, кто готов либо к суициду, либо браться за кистень, неожиданно встал на ее сторону.
Теперь Людмила уверена, что «маленькие украинцы» могут победить даже чудовище по имени ПриватБанк. Надо просто держаться вместе и помнить, что мы не «твари дрожащие».