В октябре международные резервы Национального банка сократились почти на четверть — до $ 12,6 млрд. Они не падали до такого низкого уровня с марта 2005 г. В целом с начала года закрома НБУ уменьшились на $ 7,8 млрд. Если Нацбанк вдобавок к газовым платежам решится на поддержку стремительно дешевеющей гривни, резервы снова обновят антирекорд.
По чужим долгам
Золотовалютные резервы (ЗВР) наиболее истощили долги НАК «Нафтогаз України». Как объяснили в НБУ, почти $ 2 млрд из $ 3,8 млрд, которые ЗВР потеряли в октябре, ушло на погашение еврооблигаций компании, а также на оплату природного газа от европейских поставщиков. Кроме того, в ходе интервенций и на аукционах НБУ продал $ 1,185 млрд. Еще $ 641 млн потрачено на погашение и обслуживание государственного и гарантированного государством долга в инвалюте. В том числе $ 233 млн уплачено Международному валютному фонду. Наряду с этим поступления в резервы были несущественными — всего €40 млн, полученные в результате размещения валютных ОВГЗ.
Выплаты «Нафтогазу», который закупает валюту напрямую у Нацбанка, будут продолжать съедать остатки украинских ЗВР до конца года, отмечает старший аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. 4 ноября Кабмин разрешил нацкомпании использовать средства из $ 3,1 млрд, зарезервированных на счете в НБУ, для погашения задолженности перед «Газпромом» за поставленный газ. В тот же день «Нафтогаз» перечислил российскому монополисту $ 1,45 млрд за закупленный в ноябре-декабре 2013 г. газ. Еще $ 1,65 млрд должны быть перечислены до конца декабря за газ, приобретенный в апреле-июне 2014 г. Кроме того, НАК должна сделать предоплату за поставки в ноябре. «Газпром» выставил счет за ноябрь по цене, сформированной с учетом скидки — $ 378. Сейчас, получив этот счет (в пятницу. — «Капитал»), украинская сторона должна будет внести предоплату в ближайшие дни», — заявил министр энергетики РФ Александр Новак. По его словам, счет выставлен на 2 млрд куб. м, таким образом размер платежа должен составить $ 756 млн.
Правда, общая сумма в $ 3,8 млрд может быть неполностью взята из ЗВР до конца года. Как уточнил Новак, украинская сторона имеет право выплачивать предоплату за ноябрь частями. Но даже при условии, что НАК ограничится проведенной покупкой $ 1,45 млрд у НБУ, к концу года резервы могут обвалиться до $ 10‑11 млрд, считает руководитель аналитического департамента ИК SP Advisors Виталий Ваврищук. По его словам, Украине еще предстоит выплатить в ноябре-декабре $ 550 млн по валютным ОВГЗ и $ 190 млн — МВФ. В то же время поступления в резервы будут ограничены. Значительно повлиять на объем ЗВР до конца года сможет лишь МВФ, если успеет принять за это время решение о выделении объединенного третьего и четвертого траншей на общую сумму SDR 1,8 млрд ($ 2,7 млрд).
Сумеречная зона
ЗВР могут успеть обновить девятилетний минимум еще до конца текущего года не только из‑за газовых платежей, но также если не прекратится стремительный обвал курса нацвалюты. Официальный курс гривни снизился с 12,95 USD / UAH во вторник до 14,47 USD / UAH в пятницу.
Функционирование украинской экономики остается под вопросом до тех пор, пока новый равновесный курс не будет нащупан. «Если рынок не справится, нам придется усилить административные меры и снова начать проводить интервенции, но мы надеемся, что рынок найдет свое новое равновесие», — пообещала в пятницу председатель Нацбанка Валерия Гонтарева. Регулятор намерен обсудить эти шаги с руководителями 40 крупнейших банков сегодня, 10 ноября.
Если валютные аукционы в нынешнем формате не несут существенной угрозы валютным запасам Нацбанка, поскольку их объем ограничен суммой в $ 10 млн в день, то интервенции будут проводиться в ущерб резервам. Так, за сентябрь-октябрь регулятор потратил на валютные интервенции только через аукционы $ 1,6 млрд. Если НБУ решится на аналогичные расходы в оставшиеся почти два месяца до конца года, объем ЗВР снизится до критического уровня — покрытия двухмесячного импорта. Кроме того, эти интервенции могут оказаться попросту неэффективными. «Если в октябре при больших резервах и более оптимистичных ожиданиях интервенции более чем на миллиард не помогли удержать гривню от девальвации, то при нынешних объемах ЗВР проводить крупные интервенции было бы бессмысленным разбазариванием резервов», — считает Ваврищук.