Кремлевские угольщики: Россия объявила топливную войну
04.12.2014 08:30

Россия начала против Украины угольную войну. Начиная с 21 ноября нынешнего года, российские поставщики остановили все отгрузки антрацита в адрес покупателей из Украины. Никаких официальных распоряжений не было, просто Российская железная дорога (РЖД) прекратила электронное оформление товарно-транспортных накладных. Опытным российским бизнесменам даже объяснять не надо, что это означает.

У северных границ Украины стоит, по разным данным, от 12 до 15 составов с углем. Хотя еще 26 ноября глава РЖД Владимир Якунин заявил в Москве, что никакого запрета на поставки угля в Украину железной дорогой нет: «По моим данным, только сейчас должны пройти 12 составов угля в Украину. У нас это направление вообще забито – инфраструктурные ограничения сказываются». До сих пор эти ограничения не ощущались.

По состоянию на понедельник, 1 декабря, ни один из этих составов на территорию Украины так и не въехал. В ПАО «Центрэнерго» Forbes подтвердили, что 205 вагонов с углем стоят на российской стороне в направлении ТЭС «Змиевская».

Никакого угля не получила и ДТЭК. Там не стали уточнять количество вагонов, но сказали, что речь идет о вагонах, которые грузили до 21 ноября, и сейчас они «где-то на пути в Украину». После 21 ноября даже отгрузки в адрес ДТЭК российские фирмы не осуществляли.

Обложили

Половина украинской электрогенерации, а именно 7 из 14 ТЭС, зависит от углей антрацитовой группы и тощих (А+Т). При этом 99% добычи углей А+Т приходится на территории, оказавшиеся под контролем самопровозглашенных «ДНР» и «ЛНР».

Понимание этого факта пришло к украинскому правительству, да и к частным компаниям, слишком поздно, в сентябре, когда уже вывезти добытый уголь с оккупированных территорий стало очень проблематично.

Украинским ТЭС для стабильной работы в отопительный период необходимо порядка 1-1,2 млн тонн угля антрацитовой группы в месяц. Купить этот объем на зарубежных рынках, а главное – завезти его в Украину за 1-2 месяца просто нереально. Да и нет у Украины мощностей для разгрузки таких ежемесячных объемов.

В конце октября первый замминистра Минэнергоугля Юрий Зюков сообщил, что министерство начинает переговоры с руководителями шахт на оккупированных территориях по вопросу покупки и вывоза угля на территорию Украины.

По данным министерства, на оккупированных территориях находилось порядка 4 млн тонн угля антрацитовой группы. Из них около 2 млн тонн – на складах государственных угольных предприятий. ДТЭК со своей стороны назвала цифру в 1,5 млн тонн – на складах «ДТЭК Свердловантрацит» и «ДТЭК Ровенькиантрацит».

Из-за разрушенных железнодорожных путей доставка угля с этих предприятий оказалась невозможной. Минэнергоугля решило осуществить его вывоз транзитом через Россию с последующим завозом на украинские ТЭС через Харьковскую область. Однако Россия запретила такой транзит угля без объяснения причин.

«Официально Россия не дала разрешение. Были планы проехать ж/д транспортом, транзитом через Россию, Ростовскую область и заходом в Украину. Сегодня эта схема, к сожалению, не работает», – сообщил Зюков еще 3 ноября.

Триумф воровства

В то же время, уголь с украинских шахт тысячами тонн вывозится во всех направлениях, через все блокпосты и таможни. По данным ДТЭК, только с их шахт разворовывается 3-4 тысячи тонн антрацита в день.

Наблюдатели ОБСЕ неоднократно фиксировали вереницы грузовиков с углем, следующие в Россию. Для представителей незаконных вооруженных формирований ограничений нет. Впрочем, такие же вереницы идут и в сторону Украины, и в сторону Крыма. В Крым продавать особенно выгодно.

Еще в октябре нелегитимный глава полуострова Юрий Аксенов заявил, что Крым собирается купить у «ДНР» 30 000 тонн угля – именно столько не хватает потребителям для прохождения зимнего периода.

Forbes направил запрос гражданину Аксенову, каким образом он собирается транспортировать этот уголь, и по какой цене будет покупать. Ответа нет до сих пор, как и централизованных поставок.

И хотя 56-й причал Севастопольского порта готовился принимать донбасский уголь, путь грузовиков через Ростовскую область, затем Краснодарский край и паромом в Крым оказался совсем нерентабельным и труднодоступным.

А между тем уголь для населения в Крыму уже стоит 12 000 рублей за тонну, при нынешнем курсе это почти 4500 гривен. По словам крымчан, в разгар зимы цена может подняться и до 18 000 рублей. И это притом, что на территории Украины этот уголь продают по 1-1,5 тысячи гривен за тонну.

Вот и идут грузовики в сторону Крыма не только через сухопутные направления, такие как Чонгар и Арабатская Стрелка, но и через все мелкие причалы, к которым можно подогнать мало-мальски подходящую баржу. В конце ноября СБУ сообщила, что перекрыла канал незаконного вывоза донбасского угля в Запорожской области.

«Установлено, что собственники и должностные лица коммерческих структур Алчевска Луганской области в сговоре с участниками казачьих формирований Козицына пытались наладить канал вывоза угля через Бердянск и морской торговый порт, – сообщила Елена Гитлянская, глава пресс-службы СБУ. – На территорию порта с подконтрольной боевикам станции Дарьевка уже были перемещены для продажи российской фирме 1618 тонн угля. Перемещение угля осуществлялось исключительно с разрешения атамана Николая Козицына и приближенных к нему лиц».

Гражданина Козицына срочно «вызвали» в Россию, как он сообщил: «передохнуть».

На круги своя

Размеры воровства угля на оккупированной территории достигли таких размеров, что «ДНР» и «ЛНР» оказались на грани полного замерзания. А ведь им надо обеспечивать «свое население», которое на 80% обогревается углем в индивидуальных печах. Да еще и иметь запас для всех котельных, обслуживающих социальные учреждения. Они уже на грани остановки, а покупать уголь не за что. В понедельник руководство так называемой «ДНР» заявило о легализации копанок в форме артелей.

«Артелью называется объект, на котором организована деятельность по добыче угля на территории «республики» на глубине не более 150 метров с привлечением не более 16 работающих лиц. Всем артелям, в зависимости от условий работы и характеристик пласта, присваивается определенная категория. Для этого собственник объекта угледобычи должен пройти регистрацию в «Министерстве доходов и сборов», – говорится в соответствующем пресс-релизе.

Собственник артели обязан авансовым платежом ежемесячно вносить сбор за пользование недрами в размере 20 000 гривен в «республиканский бюджет» и 10 000 гривен в «местный бюджет». Незарегистрированная артель будет платить штрафы в размере от 60 000 до 100 000 гривен в зависимости от ущерба, причиненного бюджету «Донецкой народной республики».

Оценить объемы добычи угля из копанок довольно непросто. По сведениям Forbes, в некоторые годы объем такой добычи достигал до 10% всей добычи угля на Донбассе – 6-7 млн тонн. Количество копанок тоже достаточно большое – около сотни.

Поскольку копанки строились недалеко от шахт, то и уголь там соответствующей марки. Как правило – антрацитовая группа. Он сейчас в дефиците, и его будут продавать всем заинтересованным сторонам.

«Я не могу исключить, что этот уголь будут нелегально покупать украинские электростанции. Его можно нелегально экспортировать в Приднестровье и Молдавию. Себестоимость добычи угля на копанках низкая, поэтому экономическая выгода в таких сделках очевидна», – поясняет Forbes эксперт, выходец из региона, на правах анонимности.

Вполне сопоставимы, по его словам, и суммы «налогов» с копанок. Примерно по 30 000 гривен в месяц с копанки платили ее собственники своей «крыше» в предыдущие годы. Так что представители «ДНР» остались «в рамках реалий». Назвать эти «крыши» наш собеседник отказался, сославшись на то, что «их и так все знают». Увы, мы не можем их назвать, пока суд не подтвердит эту информацию.

Кстати, Украина в начале 2014 года тоже рассматривала вариант легализации копанок. Но окончательного решения так и не приняла, поскольку без ответа остались два главных вопроса.

«Почему копанки не легализировали в Украине? Первая причина – любая добыча полезных ископаемых требует исполнения норм по охране труда. Для копанок – это дорого. Когда такой небольшой субъект хозяйствования, как копанка, соблюдает все требования по охране труда, бизнес может стать нерентабельным, – объясняет старший научный сотрудник Института экономики и прогнозирования НАНУ Татьяна Тыщук. – Вторая причина – копанки были звеном в нелегальных схемах вымывания средств из бюджета. Как известно, добыча угля субсидировалась государством. Шахты нелегально покупали уголь с копанок за бесценок, оформляли его как собственную добычу, а под него получали субсидию».

Естественно, что никаких субсидий в «ДНР» не предусмотрено, а вся ответственность за технику безопасности при проведении работ возлагается на собственника артели.

Нет стратегов

Украинские власти оказались не готовы к угольной войне. Ни в Министерстве энергетики и угольной промышленности, ни в СНБО, ни в окружении премьера и президента не нашлось специалистов, которые бы вовремя оценили ситуацию и предприняли шаги на опережение. Тем более, еще свежа была в памяти ситуация с российским газом в первом квартале 2014 года, когда он стоил $268 за 1 000 куб. м.

Согласно статистике, в первой половине нынешнего года добыча и отгрузка угля шла более-менее на уровне 2013 года, шахтеры получали госдотации, а шахты разыгрывали тендеры в сотни миллионов долларов на ремонт оборудования.

И в госструктурах никто не осознал, что половина отечественных ТЭС работает на антраците, а все антрацитовые шахты остались на территории, захваченной ополченцами так называемых «ДНР» и «ЛНР». «Референдумы» о создании этих псевдореспублик прошли еще в мае. И было бы закономерным уже в летние месяцы усиленными темпами вывозить весь добытый уголь на ТЭС, находящиеся на территории, подконтрольной Украине.

Точно так же, по словам экспертов в отрасли, газ по $268 за 1000 куб. м надо было закупать в повышенных объемах и закачивать в хранилища в первом квартале текущего года. Об этом, в частности, еще в конце весны заявлял независимый эксперт Валентин Землянский.

Проблемы украинское правительство почувствовало в сентябре, когда стало понятно, что график поставки угля на склады ТЭС не выполняется и уже не будет выполнен. Тогда Минэнергоугля нашло поставщика угля из ЮАР. Ввести ограничения на экспорт угля антрацитовой группы, который весь год осуществлялся с оккупированных территорий, правительство удосужилось только в середине ноября.

«Экспорт антрацита в 2014 году подлежит лицензированию по согласованию с Минэнергоугля», – указано в постановлении Кабмина №648 от 12 ноября. При этом только в период с 1 сентября по 10 ноября 2014 года Украина экспортировала 566 000 тонн энергетического угля, а также угля, используемого для бытового потребления (не коксующегося).

Кстати, по расчетам жителей Донбасса, живущих в прифронтовой зоне, если Украина начнет методично конфисковать контрабандный уголь, ежедневно проходящий через эту линию, то с пары дорог можно наполнить состав на 10-12 вагонов.

Шаги России по блокированию поставок угля со своих месторождений и запрет на транзит своей территорией, вероятно, были рассчитаны на то, что Украина испугается падения выработки электроэнергии и веерных отключений и пойдет на переговоры с руководством непризнанных республик. Или даже с самой Россией.

Однако Украина, хотя и поздно, но приняла вызов: министерство прекратило финансирование всех угольных предприятий в оккупированном регионе, а с 1 декабря текущего года остановило и всю их хозяйственную деятельность. Шаг очень рискованный и чреват большими социальными бунтами. «ДНР» уже решилась на своеобразную «либерализацию» рынка угля, легализовав копанки.

Следующий шаг должен быть в направлении поиска сотрудничества госшахт с Украиной напрямую, без посредников в лице самопровозглашенных республик. Но как в таком случае поведет себя Россия – остается загадкой.