ПриватБанк продает свой дочерний девятый про размеру одноименный банк в Грузии. Купить финучреждение намерен первый по размерам Банк Грузии. Цена сделки, по словам пресс-службы ПриватБанка — 92 млн лари, что сегодня составляет около 750 млн грн.
Грузинские песни
«Продажа грузинского актива связана с хорошим предложением о покупке и намерениями банка сконцентрироваться на развитии украинского рынка», — заявила пресс-служба ПриватБанка. Но 92 млн лари — не такая уж и высокая цена. По расчетам самого ПриватБанка, это всего 1,18 капитала грузинского финучреждения. На фоне общей ситуации в мире с банковской системой сейчас продавать банки совсем невыгодно.
Скорее всего, продажа грузинской «дочки» — вынужденная мера. Ведь у самого большого банка в Украине ситуация непростая. Например, достаточность регулятивного капитала ПриватБанка на 1 октября составляла 10,96 % при необходимом минимуме в 10 %. То есть в случае убытков финучреждение рискует не вписаться в норматив. Ранее пресс-служба сообщила, что по результатам стресс-теста ПриватБанк нуждается в докапитализации 4 млрд грн. Пока акционеры банка увеличили капитал в III квартале лишь на 1,75 млрд грн. Таким образом, еще 2,25 млрд грн нужно найти.
Испытывает ПриватБанк и затруднения с ликвидностью из-за оттока депозитов. В январе-октябре вкладчики забрали со счетов 9 млрд гривневых депозитов и около $ 2,7 млрд — валютных. Тогда как кредиты и население, и предприятия платят все хуже. Председатель правления ПриватБанка Александр Дубилет отказался комментировать ситуацию с ухудшением платежной дисциплины заемщиков, но другие банкиры оценивают уровень проблемной задолженности в 30 % по банковской системе.
Несмотря на проблемы, уровень текущей ликвидности банка пока неплохой — почти 90 % при необходимом минимуме 40 %. Но поддерживается он с помощью Нацбанка. ПриватБанк — второй после Ощадбанка по величине рефинансирования. На 1 ноября задолженность ПриватБанка перед НБУ составила 17,6 млрд грн, сообщают СМИ. Банкиры говорят, что в ноябре ПриватБанк взял стабилизационный кредит в 1,2 млрд грн. Это уже второй стабкредит ПриватБанка. Ранее он уже привлекал еще около 1 млрд грн на финансовое оздоровление. Примечательно, что в ПриватБанке получение стабкредита отрицали. Но «Капиталу» более трех источников на банковском рынке подтвердили, что помощь банку все‑таки была оказана.
Получение стабкредита в свою очередь означает, что в банке уже работает куратор от НБУ. Как ранее рассказывала председатель Нацбанка Валерия Гонтарева, абсолютно во все финучреждения, которые НБУ решил оздоровить, введен куратор. Он следит, чтобы деньги, полученные от государства, шли на выплаты вкладчикам. Кроме того, он может диктовать и условия по оздоровлению банка — например, давать рекомендации относительно продажи активов.
Шаг вперед, два назад
Если ПриватБанк продаст дочерние предприятия с прибылью, это позволит улучшить его баланс и показатель регулятивного капитала, отмечает управляющий партнер аудиторской компании Baker Tilly (Украина) Александр Почкун. А исходя из баланса ПриватБанка он должен получить от продажи прибыль, а не убыток. На конец III квартала в строке баланса «внеоборотные активы на продажу» числилось активов на 600 млн грн, что на 560 млн грн больше, чем на начало года. На ту же дату капитал грузинского ПриватБанка составлял сопоставимую величину. Если предположить, что в балансе ПриватБанка грузинская «дочка» оценена в 560 млн грн, то от ее продажи финучреждение должно получить 190 млн грн прибыли. А значит, на эту же сумму увеличится и регулятивный капитал банка, тогда как активы уменьшатся, что поможет лучше вписаться в норматив достаточности капитала.
О том, что продажа банка — вынужденная мера, может свидетельствовать и тот факт, что заместитель председателя правления ПриватБанка Дмитрий Дубилет написал на своей странице в Facebook: «Продавать в какой‑то степени было жалко. К Грузии мы все питаем очень теплые чувства». Но наверняка дело не только в чувствах, но и в деньгах. Грузинский ПриватБанк хорошо развивался — и активы, и депозитная база быстро росли, финучреждение получало прибыль. Нет у него проблем и с достаточностью капитала. В частности, достаточность капитала первого уровня (Tier 1 Capital Ratio) на 1 октября составляла 20,64 % при необходимом минимуме в 8 %.
У банковской группы «Приват» остались еще «дочки» в Латвии, Италии и Португалии. В этом году группа уже продала свой дочерний МосковПриватБанк российскому Бинбанку за 1,9 млрд грн. На балансе банка на 1 октября числилось еще «инвестиций в ассоциированные и дочерние компании» на 681 млн грн. Если ситуация в украинской банковской системе не улучшится, то, очевидно, ПриватБанк вынужден будет и дальше распродавать свои дочерние структуры.