28.11.2014 года произошел фактический рейдерский захват крупного банка Украины — ПАО «ВБР». Забудем на минуту о собственнике – Александре Януковиче, и подумаем о том, что несёт государству волна передела банковских активов, которая не минула и банка со столь одиозным акционером.
Решением исполнительной дирекции Фонда гарантирования вкладчиков физических лиц в банке введена временная администрация, пишет УРА-Информ. Надо сказать, что к данному решению Нацбанк шёл долго, в мучительных поисках найти хоть какую-нибудь зацепку. Согласно полученной инсайдерской информации, с марта банк практически ежемесячно подвергался проверкам как со стороны НБУ, так и со стороны Фонда гарантирования вкладов. Все проверки банк прошел успешно. Не было обнаружено ни нарушений нормы финансового мониторинга, ни вывода денежных средств акционера из банка, ни риска для вкладчиков. К глубочайшему сожалению Нацбанка ВБР полностью рассчитался по кредитам рефинансирования, когда ему искусственно закрыли доступ к рынку капитала. То есть, подтвердил свою платежеспособность, выполнил свои обязательства.
В августе 2014-го «Украинское кредитно-рейтинговое агентство» (UCRA) потвердило ранее установленный рейтинг надежности депозитов, размещенных в ПАО «ВБР» на уровне «В» (рейтинг высокого уровня надежности). В период с июля по сентябрь 2014 г. аудиторская компания «Бейкер Тилли Украина», в соответствии с требованиями НБУ осуществила диагностическое обследование финансового положения ПАО «ВБР» с целью стресс-тестирования. По результатам диагностического обследования были получены положительные выводы, которые свидетельствуют о достаточности собственного капитала ПАО «ВБР» для покрытия рисков, которые могут возникнуть в деятельности. Результаты диагностического обследования были защищены в НБУ в октябре 2014 года.
Так почему же именно ВБР?
Свет на нём сошёлся клином не случайно. Занимавший в 2010 году 157-ю позицию в рейтинге банков по активам и представленный лишь двумя отделениями – в Киеве и Донецке, за четыре года ВБР достиг головокружительных результатов. Как известно, риски в бизнесе всегда растут прямо пропорционально уровню достижений, а значит появление недоброжелателей в данной ситуации – прямой индикатор успеха. СМИ настойчиво трубили о непрозрачном участии ВБР в тендерах, зарплатных проектах с госучреждениями, кредитовании железных дорог, но банк всё рос и процветал. И если до февраля текущего года это можно было объяснить покровительством Януковича старшего, то вот уже девять месяцев ВБР работает на общих условиях и исключительностью своего положения похвастаться не может.
Даже наоборот – в сложившихся обстоятельствах имя собственника – прямая угроза стабильности учреждения. По крайней мере, именно об этом может говорить первая и наиболее вероятная версия внезапно возникших для ВБР проблем: месть или рейдерство по политическим мотивам. Нельзя игнорировать очевидное: открытием Межигорья для посетителей сторонники победившей революции не удовлетворятся. А чем ещё можно досадить главному VIP-беженцу Украины в Ростове? Правильно, показательным созданием проблем для его потомков. Младший сын экс-гаранта в этом плане защищён, а вот Саша Янукович, судя по всему, попал под раздачу. Косвенно об этом говорят недавние заявления его бизнес-группы, хотя проблемы для холдинга, связанного с трейдингом угля в сложившейся ситуации понятны и рядовому обывателю. Теперь очередь дошла до основного успешного актива Януковича младшего, но судя по заявлениям МАКО и его Акционера, так просто сдавать последний бастион он не намерен. Персонифицировать его оппонента согласно этой версии достаточно сложно, хоть и понятно, что госпожа Гонтарева особенно кручиниться по поводу банкротства ВБР не будет, а может и выпьет бокал шампанского с единомышленниками.
Валюта баланса ПАО «ВБР» на конец ноября – 5,5 млрд.грн. Как говорят в рейдерской среде – «жирный актив»
Вторая версия – происки конкурентов. Обосновать её на данном этапе достаточно сложно. Всё зависит от того, кто больше других выиграет после того, как «ляжет» ВБР, а в том, что он действительно ляжет, похоже уже никто не сомневается. Остаётся вечный вопрос последствий. Не исключено также, что крупные заёмщики таким образом решили уйти от выполнения своих обязательств перед Банком. Это может свидетельствовать и о желании определенных «частных лиц» сменить собственников предприятий, которые оформили крупные кредиты в ПАО «ВБР» под залог своих активов, и в данный момент не имеют возможности вернуть всю сумму кредита. Опять передел рынка собственности?
Третья версия настолько же смешна, насколько и нелепа – кризис ликвидности в условиях экономического кризиса, оттока депозитов и военного конфликта на Донбассе. Главный акцент на её несостоятельности Нацбанк поставил собственноручно. Как мы показали выше, НБУ не смог с помощью действующего банковского законодательства вывести банк с рынка. Но на этот случай чья-то «золотая голова» предусмотрела «план Б»: в сентябре 2014 года скоропостижно, похоже, что конкретно под ВБР, было внесено изменение в законодательство и введена норма о признании финучереждения проблемным, если собственник находится под санкциями ЕС.
Механизм, которым воспользовался регулятор, а именно ввод временной администрации Фонда гарантирования вкладчиков и вывод с рынка абсолютно здорового финансового учреждения, иначе как рейдерским, не назовешь, т.к. банк в состоянии полностью рассчитаться своими ресурсами со всеми вкладчиками банка, причем не только с физическими, но и с юридическими лицами.
Напомним, что Фонд гарантирует выплату депозитов физических лиц только в сумме, эквивалентной 200 тыс. грн. Сумма депозитов физических лиц, подлежащих возмещению Фондом гарантирования вкладчиков физических лиц, составляет всего 60 млн. грн., при этом мгновенная ликвидность банка (денежные средства в кассе банка и на корреспондентском счету) составляет 446 миллионов. Не нужно быть финансистом, чтобы сравнить порядок цифр: Фонд, «беспокоясь» о вкладчиках, гарантирует им выплату всего 60 млн. выплат, а банк по состоянию на 28.11.2014 может обеспечить выплату уже сегодня 446 млн. грн. Получается, наказаны будут вкладчики, имеющие депозиты в эквиваленте более 200 тыс. грн! При этом, всего, как сообщают в банке, его депозитный портфель составляет 1.700 млрд. грн. при кредитном портфеле на уровне 3 миллиардов.
А как же интересы клиентов?
В банке остановлены все операции, заморожены счета всех клиентов. Около 150 миллионов денежных средств юридических лиц заблокированы на клиентских счетах, что может привести к банкротству конкретных предприятий. Заблокированы социальные выплаты, выплаты пенсий, заработных плат. В частности закрыты выплаты шахтерам в Донецкой области, находящиеся на территории, подконтрольной Украине – теперь денежные средства заморожены в банке. Более того, банк фактически лишили возможности обслуживать зарплатные проекты, и это после того, как решением Минфина ВБР вошёл в список банков, которые имеют право осуществлять выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений.
Как показывает практика, ввод временной администрации в банки ведет к резкому ухудшению кредитного портфеля банка – заемщики занимают выжидательную позицию в ожидании предложений о погашении своих обязательств с существенным дисконтом, что может повлечь за собой коррупционною составляющую. Одновременно кредитный портфель банка достиг 3 млрд. грн., уровень негативно-классифицированных активов НКА заявлен на уровне 13,5%, а это выше, чем средние показатели по банковскому сектору Украины. Это подтверждает, что все активы «живые» и могут быть погашены без дисконтов.
Фонд гарантирования взял на себя обязательства найти инвестора для банка, при этом за время поиска неизвестный заказчик в силах сделать всё, чтобы актив стоил 1 грн. Запрет осуществлять операции уже действует, на очереди – запугивание клиентов, ухудшение экономического положения клиентов, а то и их банкротство.
Руководство для чайников: что будет, если «утопить» здоровый Банк
Если ситуацию не изменить, то будет реализован «сценарий из учебника»: банк как целостно-имущественный комплекс не найдет инвестора, будет продаваться по частям – наиболее интересные активы уйдут с большим дисконтом. Что в этом случае выиграет государство не понятно, а вот отдельные заинтересованные лица вполне могут заработать на очередной замок в Конче-Заспе. Ежемесячно банк уплачивал налог с заработной платы — 4 млн, ежеквартальные отчисления в Фонд гарантирования вкладчиков – 4,5 млн. Только налога на прибыль и НДС за 10 месяцев заплачено авансом 16 млн. грн. Теперь эти суммы государство недополучит. Экономика на пике роста? АТО профинансирована на 100%?
Другие возможные издержки производства – дестабилизация банковской системы, банкротство предприятий-клиентов Банка, более 1000 безработных его сотрудников.
Но любопытнее всего было бы получить ответ инициаторов передела на вопросы о репутации государства. Почему не заставить активы своих опонентов работать на государство? Почему топ-менеджеры НБУ не смогли найти реальных оснований для введения временной администрации? Почему здоровый банк «валится» на фоне стабильной работы его отделений? Что скажут в Нацбанке тысяче сотрудников ВБР, которые завтра могут остаться без зарплаты и выйти на митинг? Зачем ставить знак равенства между оставленными без средств к существованию семьями работников ВБР и одиозным собственником? И самое интересное: Александр Янукович заявляет, что законность введения европейских санкций оспаривается им в суде. Что будет, если его надежды о признании санкций недействительными оправдаются? Кто, за счёт каких средств и с какими оправданиями будет возмещать миллиардные убытки сыну беглого экс-гаранта? Ответ потерян в тёмных коридорах НБУ. Да прольётся свет…