Минфин разработал проект налоговой реформы, которым вводит новые правила взаимоотношений налогоплательщика и государства. Текст документа, согласованный поздно ночью 8 декабря, есть в распоряжении Forbes. Отголоски этой реформы были слышны в речи Арсения Яценюка на внеочередном заседании Кабмина накануне. Однако премьер умолчал о наиболее кардинальных новшествах.
Итак, у Forbes есть несколько новостей для украинских плательщиков налогов. Практически все они – неприятные.
До 1 октября 2015 года, согласно законопроекту «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы (относительно налоговой реформы)», украинские налогоплательщики должны отчитаться о заработанном, в том числе и незаконным путем.
Под это «единоразовое декларирование» попадают деньги – наличные и безналичные, банковские металлы, движимое и недвижимое имущество, ценные бумаги, доли/паи в юридических лицах, а также выданные займы. Если активы не декларируются, то базовой считается стоимость активов налогоплательщика-физлица в 200 000 гривен.
Источник получения указанных средств гражданин Украины указывать не обязан. Но по требованию налоговых органов обязан документально подтвердить наличие у него задекларированных активов/имущества.
В обмен на честность государство гарантирует, что к декларанту не будут выдвигаться налоговые или уголовные претензии, против него не будут инициироваться дела, а сама информация не будет разглашена. Нечто подобное несколько дней назад предлагал гражданам России Владимир Путин.
Олег Устенко, исполнительный директор международного фонда Блейзера, опасается, что эта инициатива вызовет ряд сложностей, в том числе и для самых сознательных граждан.
«Представьте себе, что вы находитесь в украинской налоговой, которая никогда не отличалась поворотливостью. Это безумные очереди, с непонятной подачей документов и так далее», – поясняет он, предполагая, что вряд ли налоговики станут принимать декларации по почте или в электронном виде, несмотря на усердное копирование опыта Internal Revenue Service США.
Однако сложность не только в физической подаче деклараций.
«Страны, которые пытались провести амнистию капитала без параллельного реформирования судебной системы, как правило, не добивались желаемого эффекта, – напоминает Устенко. – Если верить, что таргетируются те 5% граждан с более высоким доходом, то им нужны гарантии. Единственная гарантия для них – что право собственности является непоколебимым, неоспоримым».
Без качественной судебной системы «светить» деньги перед правительством никто спешить не станет. Единственная категория, которая будет бежать впереди паровоза – это чиновники, которые поспешат задекларировать активы, и таким образом выведут себя из-под действия законов о борьбе с коррупцией.
Параллельно с доходами налоговая намерена отслеживать и расходы. Исходя из имеющихся данных, контролирующий орган сравнивает доходы и расходы физлиц, анализирует динамику стоимости активов, в том числе с помощью экспертной оценки. При этом учитываются траты лиц, связанных общим бытом и/или обязательствами.
После проведения проверки налоговая определяет «правильную» базу налогообложения – к ней применяется ставка налогообложения в 30%. Сравнение доходов и расходов – один из самых распространенных способов борьбы с теневым сектором экономики, который в Украине оценивается в 40-60% ВВП. «Но 95% людей этот процесс не коснется. Главным образом тех, кто действительно скрывает доходы», – уверен Устенко.
Меньше, но дороже
Разработанный Минфином документ продиктован, как указывают разработчики, необходимостью повышения инвестпривлекательности страны, в том числе за счет сокращения количества обязательных платежей и сборов, а также снижения тени в экономике Украины и улучшения условий ведения бизнеса.
Документ предполагает сокращение количества налогов с 22 до 9 – как это и анонсировал неоднократно премьер. В частности, ликвидируются неэффективные «неликвидные» налоги, такие как сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, фиксированный сельхозналог, сбор за пользование радиочастотным ресурсом, а на местном уровне – туристический сбор.
Но в отношении сохранившихся платежей предусмотрены изменения, которые могут нивелировать эффект либерализации. Так, налоги с доходов физлиц предполагается взимать по прогрессивной шкале. Диапазон ставок от 15% при зарплате до 12 500 гривен до 25% при заработке от 83 000 гривен (на сумму превышения).
Пассивные доходы (проценты, инвестиционная прибыль, роялти) также подлежат обложению по дифференцированным в зависимости от суммы ставкам: 15-25% при диапазоне 150 000–996 000 гривен/год.
Не забыли разработчики и о пенсиях: действующий порог налогообложения пенсий в 10 000 гривен предлагается снизить до трех минимальных зарплат (3564 гривны исходя из МЗП 1218,00 гривен), и облагать все, что его превышает, по ставке 15%.
Среди прочих новшеств – налогообложение абсолютно всей недвижимости и обнуление действовавших ранее минимальных нормативов по площади. Исключение – недвижимость, которая находится на балансе некоторых бюджетных организаций, да и то с оговорками, что таких объектов может быть не более четырех, и религиозные организации.
Также база налогообложения будет расширена за счет коммерческой нежилой недвижимости (здания предприятий, склады, отели, рестораны и так далее). Ставка налога будет устанавливаться местными органами власти, и составит до 2% от минимальной зарплаты (24,4 гривны) за 1 кв. метр площади.
Сергей Костецкий, специалист по маркетингу компании SV Development, отмечает, что с учетом действующих минимумов налогооблагаемой базы (от 120 кв. м для квартиры и от 240 кв. м для домов) налог был неэффективен.
«То, что делают сейчас – правильно, потому что в любом случае налоги должны платить все, независимо от площади жилой недвижимости, – считает он. – Главное сейчас – разработать корректный механизм администрирования этого налога».
По его мнению, главное требование – адекватное ранжирование по площади, по местоположению в рамках конкретных населенных пунктов, году постройки, использованных строительных материалов, класса недвижимости и т.д.
«То, что органам местной власти будут отданы полномочия назначать налог – тоже правильно, потому что кому, как не им, лучше знать, сколько стоит та или иная недвижимость», – подчеркивает Костецкий.
Также местные власти получают право устанавливать еще один налог – на реализацию через розничные сети алкоголя, табачных изделий и топлива. Максимальная ставка – 5% от реализации. Игорь Кишко, генеральный директор Украинской торговой ассоциации, уверен, что налог коснется только сетей и других цивилизованных форматов торговли, которые занимают до 30% рынка: «По сути, серый рынок, как я понимаю, облагаться этим налогом не будет».
И другие
В перечень подакцизных товаров включается электроэнергия, вследствие чего отменяется надбавка к действующему тарифу. За 9 месяцев 2014 года все энергокомпании продали электроэнергии на сумму 69,6 млрд гривен (в прошлом году было 71,8 млрд гривен).
По словам Дмитрия Марунича, сопредседателя Института энергетических исследований, повышение уровня налога будет незначительным, так как ранее целевая надбавка составляла 3% от действующего тарифа, а ставка акциза – 3,2%.
«Не знаю, для чего все это делается, кроме как для приведения всего хозяйства [отрасли] к подобию налоговой системы стран Евросоюза», – говорит он. Ключевая разница состоит в том, как будут тратиться эти деньги: акциз будет идти в общий фонд бюджета, тогда как надбавка была целевой.
Ставки налогов на сигареты с фильтром и без фильтра уравниваются – правда, постепенно, в течение двух лет.
Изменения ожидают и упрощенцев – все торгующие на рынке и на передвижных объектах (например, кофейни) должны будут обзавестись регистраторами расчетных операций с 1 июля 2015 года.
Действие военного сбора продлевается еще на год.
В четыре раза увеличивается сбор на обязательное пенсионное страхование при покупке валюты – до 2%, правда, только для физлиц. Юридические лица от этого налога освобождаются.
Аграриям отменяют единый сельхозналог. Юлия Палешкей, собственник фермерского хозяйства в Закарпатской области, напоминает, что ФСН включает в себя 15 видов различных сборов, отчислений, налогов, взносов.
«Если вся эта ноша ляжет на плечи агрария в придачу ко всему тому, что есть сейчас, выдержать это будет невозможно, – прогнозирует она, и приводит расчеты для собственного хозяйства в 23 га: – Я плачу 500-600 гривен. Если льготы отменят, я буду платить более 10 000 гривен».
Но в аграрной части изменения не радикальные: ФСН заменит налог с гектара земли с учетом ее географических и качественных характеристик.
Льготы по НДС остаются в силе, и даже расширяются. Например, помимо операций с зерновыми, этим налогом не будут облагаться операции по приобретению фишек, жетонов и другие способы оплаты участия в азартных играх.