Проблема реструктуризации валютных кредитов настолько мифологизирована, что иногда люди не понимают даже элементарных вещей, связанных с этой темой. Итак, у украинских граждан есть проблема. Они бунтуют, потому что брали кредиты по курсу 5 гривен за доллар, а теперь вынуждены платить в три раза больше. Естественно, они несут огромные убытки, а кредитное бремя становится невыносимым.
В то же время брать курсовые убытки на себя не хотят и банки. Их тоже можно понять: кредиты они выдавали в валюте, которая сегодня нужна для обслуживания депозитариев - в той же валюте. И, если у банков не будет возможности приобрести необходимую для этого валюту, они могут попросту обанкротиться. Вот такая возникает проблема.
Сформулировать ее можно следующим образом: «Как преодолеть неспособность должников и банков обслуживать валютные кредиты из-за ослабления курса национальной валюты?».
Сейчас эту проблему пытаются решить путем подписания коммерческими банками меморандума о переводе валютных кредитов в гривну - по курсу на день принятия этого меморандума. Казалось бы, вот он, выход - банковские ассоциации подпишут какие-то соглашения и, если на это пойдут и представители должников, проблема будет решена.
Но я даю вам стопроцентную гарантию, что проблема валютных кредитов в Украине не может быть решена между этими двумя субъектами – банками и должниками. И дело не в том, что никто не хочет брать на себя лишние убытки. Ни одна из сторон просто не в состоянии это сделать.
Давайте посмотрим на цифры. Общая сумма ипотечных кредитов в Украине составляет около $4 млрд, а сумма всех валютных кредитов - $7 млрд. Давайте посчитаем, какая ситуация складывается с ипотекой.
Если перевести в гривну $4 млрд по курсу 5, мы получим 20 млрд гривен. А если умножить по сегодняшнему курсу – приблизительно по 16 – эта сумма вырастет до 64 млрд гривен. Это 44 млрд гривен дополнительной нагрузки на людей, которые взяли кредиты.
Причем эти люди, которые в свое время заработали на ипотеку – самая активная часть украинцев, и мне хотелось бы, чтобы эта дополнительная нагрузка не убила их. Ведь именно эти люди – чрезвычайно важные для Украины экономические субъекты.
Банки тоже не могут взять на себя такое непосильное бремя. За 2014 год они понесли около 15 млрд убытков, а многие уже просто не в состоянии обслуживать своих депозитариев, которые хотят возврата средств.
В бюджете тоже дыра. Ситуация кажется безвыходной. Но подчеркиваю: только кажется. На самом же деле ключ к решению этой проблемы лежит в украинской экономике и в человеческой психологии.
Нужно, чтобы наша власть представила гражданам план экономического возрождения Украины и объяснила, каким образом собирается сформировать рабочие места.
Нужно сократить некоторые позиции импорта, потому что валюты на их покупку в стране нет; оставить критичные для страны импортные товары, а остальное производить самостоятельно, и соответственно ориентировать на это и бюджетную, и монетарную политику.
Нужно радикально снизить ставки по депозитам и кредитам – максимум до 5-6%. Простимулировать свой экспорт, чтобы привлечь в страну валюту и заодно дать работу активной части населения, чтобы у нее появилась возможность потихоньку выплачивать кредиты.
Банки в 2015 году должны по максимуму сократить кредитное давление на валютных должников, чтобы те могли спокойно его выдерживать. Тем временем экономика начнет восстанавливаться, люди станут получать больше, а курс стабилизируется.
Только таким образом можно снять то огромное кредитное бремя, которое сейчас убивает наших граждан, а не попытками пересчета кредитов. Без решения глобальных экономических проблем Украины нас ждет тупик.
Александр Сугоняко, президент Ассоциации украинских банков (АУБ)