Работа очередной миссии МВФ в Украине – в самом разгаре. По итогам визита высокопоставленных гостей должны произойти два важнейших для страны события – утверждение новой программы сотрудничества между Украиной и Фондом и расширение суммы кредита по программе на $15 млрд. Помешать этим двум событиям может непредсказуемость макропоказателей: на них влияют как курс гривны, так и фискальные риски, ведь основным источником наполнения бюджета должна стать детенизация украинской экономики.
Эксперты сомневаются в стабильности курса и выполнимости программы по детенизации. Ирония в том, что на плавающем курсе настаивали именно представители МВФ при обсуждении перспектив сотрудничества с Украиной.
Вчера, 12 января, начался очередной, третий этап работы в Украине миссии МВФ. Согласно сообщению Национального банка Украины, в процессе ее работы должно быть пересмотрено выполнение Украиной программы stand-by, и подписаны новые письмо о намерениях и меморандум об экономической и финансовой политике.
Как отмечается в сообщении НБУ, работа миссии будет сосредоточена вокруг трех направлений: монетарной, фискальной и финансовой политик, а также реформирования экономики, направленного на преодоление кризисных явлений.
«Миссия должна убедиться, что правительство разработало в нынешних непростых условиях реалистичный бюджет. Задача правительства – убедить в этом миссию. И это непростая задача. Я думаю, будет очень серьезный диалог между украинской стороной и МВФ», – считает академик Валерий Геец.
«Минус на минус»
Напомним, важной составляющей доходов государственного бюджета-2015 является процесс детенизации украинской экономики.
«Повлиять на программу могут фискальные риски. Например, согласно проекту бюджета, большой объем поступлений в казну планируется за счет детенизации. Хотелось бы верить, но, по моим оценкам, такие ожидания могут оказаться чрезмерно оптимистичными», – отмечает аналитик Института прогнозирования НАНУ Татьяна Тыщук.
О фискальных рисках предупреждает и Геец: «Поскольку мы вносим серьезные изменения в Налоговый кодекс, и оценки того, как измененная налоговая система позволит собрать средства в бюджет, расходятся, переговоры в фискальной части будут самыми серьезными. Власть должна будет доказать миссии, что заложенные в бюджет доходы реалистичны с точки зрения новых налогов».
Вторым рискованным направлением является состояние украинских макропоказателей, на основании которых пишется программа. Ведь при непредсказуемой верхней границе курса национальной валюты говорить об их хотя бы относительной стабильности сложно.
Отметим, именно МВФ в свое время неоднократно рекомендовал Украине перейти на плавающий валютный курс. Это событие состоялось почти год тому назад – и со временем привело к почти двукратному обесцениванию нацвалюты. Хотя, по оценкам экономистов, у страны попросту не было выбора.
«У Украины сейчас нет возможности иметь фиксированный валютный курс. Потому что стране не хватает ЗВР, и не хватает давно. Самый простой норматив резервов составляет от 3 до 5 месяцев импорта. Для Украины – 4-5 месяцев. Если уровень резервов меньше 4 месяцев импорта, Нацбанк не может выходить на межбанковский валютный рынок с интервенциями. Это значит, что однозначно НБУ должен позволить курсу перебалансироваться до рыночного уровня», – поясняет Тыщук, напоминая при этом, что резервы в Украине находятся на уровне ниже 4 месяцев импорта уже давно – со времен, когда курс составлял 8 грн/$.
По словам Валерия Гееца, есть и другие критически важные моменты для обсуждения. В том числе – связанные с показателями инфляции и ВВП.
«МВФ давал прогноз по ВВП в -6%, правительство – в чуть более -4%. Переговоры по этому поводу будут достаточно серьезными. Ведь сокращение дефицита бюджета, согласно исследованию специалистов Всемирного банка, вызывает определенный процент снижения роста экономики. В мировой практике, если мы изменяем дефицит бюджета на 1% ВВП, оценки спада ВВП колеблются в пределах от 0,9% до 1,7% ВВП», – констатирует Геец.
Что в «плюсе»
Опрошенные Forbes аналитики и банкиры объясняют, что положительный итог визита МВФ в Украину может быть связан не столько с подписанием программы, сколько с повышением суммы, которую нам могут выделить.
«Хотелось бы, чтобы как можно быстрее прозвучали выводы о выделении Украине средств, и чтобы наконец-то была озвучена сумма. Любые позитивные выводы будут способствовать улучшению ситуации с точки зрения инвестиционного климата. Хотелось бы, чтобы первые позитивные новости прозвучали не 29 января, а раньше», – подчеркивает экс-член совета НБУ Василий Горбаль.
По его оценкам, на сегодня достаточно положительным сигналом будет решение МВФ о выделении Украине новых $5 млрд.
Одобрение со стороны МВФ также должно расчистить путь между Украиной и зарубежными стратегическими инвесторами.
«Позитивное решение МВФ откроет для Украины дорогу к конференции доноров, которые будут принимать соответствующие решения об оказании всесторонней помощи стране, прежде всего в виде грантов и кредитов», – уверен Геец.
Лучшим же решением может стать подготовка расширенной программы сотрудничества с МВФ с выделением дополнительных средств.
«Оптимистичным прогнозом является согласование программы, которая будет предполагать расширение финансирования на $15 млрд. Пессимистичный сценарий может сводиться к необходимости пересматривать бюджет», – объясняет Тыщук.
Напомним, действующая программа составляет около $17 млрд. В 2014 году из нее страна получила около $4,5 млрд. На 2015 год и первый квартал 2016-го остается, соответственно, $12,5 млрд. А обслуживание внешнего долга с процентами по 2015 году составляет примерно $11,5 млрд.
«Деньги, которые мы еще не выбрали по программе МВФ, чуть больше суммы, которая нам нужна для расчета по внешним долгам в этом году. Но при этом у нас низкий уровень резервов – нам необходимо из привлеченных средств пополнить ЗВР, – признает Тыщук. – Да, возможно привлечение средств из других источников – Евросоюз, например, или Всемирный банк. Но их объемы невелики в сравнении с потребностями Украины для финансирования таких критичных вещей, как расчет по внешним долгам, пополнение резервов и оплата за газ. Поэтому правительство и Нацбанк должны приложить усилия для того, чтоб добиться расширения программы».
В любом случае, учитывая тяжелую внешнеполитическую ситуацию и конфликт на востоке страны, окончательное решение по Украине может быть продиктовано политической волей внутри самого Фонда.
«МВФ – это политическая институция. Если будет политическая воля и решение в плоскости МВФ, это будет тоже хорошо для Украины», – резюмирует Горбаль.