В катастрофической девальвации гривны обычно винят Национальный банк, который осуществляет рефинансирование коммерческих банков, в результате чего выплескивающаяся на валютный рынок гривневая масса ведет к обвалу курса. Но такое обвинение справедливо лишь отчасти.
Огромную долю вины за девальвацию национальной валюты несет правительство Яценюка, запустившее массированный выпуск облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) с последующим их выкупом Нацбанком, что стало мощнейшим и, по сути, неконтролируемым каналом накачки экономики денежной эмиссией.
В наступившем 2015 году правительство намерено продолжать в том же духе, да еще в условиях войны и крайнего социального напряжения, что грозит непредсказуемыми последствиями.
Вместе с окончанием новогодне-рождественских вакаций, пришел конец относительной стабильности на валютном рынке. Конечно, если можно назвать «стабильностью» ситуацию, когда доллар, за который еще год назад давали 8 грн, подскочил почти до 16 грн по официальному курсу Нацбанка.
На реальном же наличном рынке в новогодний период доллар покупали по 16-17 грн, а купить его рядовому гражданину было практически невозможно.
Но как только окончились праздники, гривна опять принялась демонстрировать рекорды падения. В частности, 19 января курс доллара на межбанковском рынке достиг исторического минимума, равного 21,5 грн за 1 доллар США. Предыдущий антирекорд случился за месяц до того, 17 декабря, когда котировки доходили до 21 грн за доллар.
Обратим внимание на тот факт, что в скандальном бюджете на 2015 год курс доллара заложен в размере 17 грн, а еще в августе 2014 года премьер Яценюк патетически предрекал, что украинская экономика не выдержит при девальвации ниже 12 гривен за доллар. Но олигархическая экономика пока кое-как выдерживает. За счет чего?
Мелкие неприятности…
Главная причина очередного падения гривны банальна – ограниченное предложение твердой валюты на фоне большого предложения национальной денежной единицы. Но очевидно, что эта причина, в свою очередь, является следствием других, более фундаментальных вещей.
Конечно, резкий обвал гривны 19 декабря спровоцировал отложенный во время праздников спрос. Сказалось также то, что суббота 17 января в Украине была рабочим днем, зато понедельник 19 января был выходным на «родине» доллара в США, где в этот день чествовали Мартина Лютера Кинга. Подобные технические моменты, несомненно, толкнули гривну еще сильнее вниз, но это мелочи…
Смехотворными выглядят обвинения чиновников, прежде всего, главы Нацбанка Валерии Гонтаревой, в адрес населения: дескать, граждане скупают валюту, создают ажиотаж, а потому курс доллара растет.
Гонтарева даже недавно сделала открытие, что доллар нашим людям не нужен. Цинизм, однако, зашкаливает: банкам и олигархам валюта нужна, а рядовым гражданам, стремящимся хоть как-то сохранить свои сбережения от обвального обесценивания из-за запущенного на полную мощность печатного станка, доллары ни к чему!
Действительно, по данным того же Нацбанка, в 2014 году население в Украине купило иностранной валюты на 2,41 млрд долл. больше, чем продало. Но в масштабах года, да еще на фоне катастрофического обвала гривны, войны и экономического кризиса, эта сумма не является столь уж большой.
Например, международные резервы страны за 2014 год обвалились в 2,7 раза с 20,4 млрд долл. до 7,5 млрд долл., что является наименьшим за последние 11 лет уровнем резервов.
Более того, чистая покупка валюты населением, то есть превышение покупки валюты над ее продажей, в 2014 году оказалась на 469,5 млн долларов, или на 16,3%, меньшей, чем в «спокойном» 2013 году, когда чистая покупка составила 2,88 млрд долл.
Эти цифры свидетельствуют о том, что граждане беднеют: им не за что покупать валюту, даже на фоне гигантской эмиссии гривны. И даже купив валюту, среднестатистический гражданин вскоре вынужден ее продавать, чтобы хоть как-то прожить.
Сокращение покупки валюты населением в столь неспокойное время является весьма тревожным «звонком», свидетельствующим о том, что накопления граждан иссякают, недовольство в обществе усиливается, и вскоре может последовать социальный взрыв.
В то же время, предложение валюты действительно является мизерным. По данным Нацбанка, объем продаж долларов на валютном рынке в понедельник 19 января сократился до жалких 37 млн долл. против столь же жалких 70 млн долл в субботу 17 января. Напомним¸ что в недалеком прошлом объемы торгов на валютном рынке измерялись в сотнях миллионов «вечнозеленых единиц».
Сокращение объемов валюты объясняется многими причинами, прежде всего, сокращением экспорта и инвестиций, отсутствием кредитов, а также выводом из страны капиталов. Крайне отрицательную роль сыграл так называемый плавающий курс, оказавшийся на самом деле обвалом национальной денежной единицы.
Теперь даже самый законопослушный, сознательный и патриотичный менеджер предприятия-экспортера не станет торопиться с возвратом экспортной выручки, условно говоря, сегодня по 16 грн за 1 долл, если завра за доллар уже будут давать 20 грн.
И огромные проблемы!
Едва ли не самой главной причиной стремительного обесценивания гривны является ее масштабная эмиссия, в которой виноват не только Нацбанк, но и правительство Яценюка. Впрочем, существуют разные каналы эмиссии, ответственными за которые являются Нацбанк и Кабмин.
Одним из таких каналов является ставшее уже скандально-знаменитым рефинансирование коммерческих банков. По официальным данным Нацбанка, только в декабре 2014 года им были предоставлены банкам кредиты рефинансирования на 42,9 млрд гривен, что на 58% больше, чем в ноябре.
Очевидно, что не все эти деньги попали на валютный рынок, хотя точного объема средств, «загнанных в валюту» сказать никто не может, да и не хочет. По данным Нацбанка, на кредитование овернайт пошло 32,2 млрд гривен, на кредитные тендеры по поддержке ликвидности банков – 7 млрд гривен, на некоторые другие операции – 2,5 млрд гривен).
Общий объем рефинансирования в 2014 году достиг впечатляющей суммы в 222,3 млрд гривен, то есть примерно половину бюджета. Отметим, в 2013 году рефинансирование составило «всего» 71,5 млрд гривен… Как говорится, комментарии излишни.
Но это далеко не единственный источник массированного поступления гривны. Тем более что рефинансирование, как и любой кредит, должно возвращаться в Нацбанк с процентами. По крайней мере, теоретически…
Кроме того, в первом полугодии Нацбанк отдал в доходную часть бюджета 22,8 млрд грн так называемого аванса прибыли, исчерпав таким образом, весь годовой лимит за полгода. Отметим, что бюджет первого полугодия 2014 года был кое-как сведен, во многом, именно благодаря этой сумме.
Скандальным бюджетом на 2015 год центробанку по этой статье установлены еще более «повышенные обязательства» – выдать «на гора» 65,4 млрд безвозвратных эмиссионных гривен для того, чтобы обеспечить выполнение – ни много ни мало! – 10% доходной части бюджета. Правда, здесь может возникнуть непреодолимая преграда в лице столь любимого Яценюком и его правительством МВФ, который обычно выступает против подобных мер…
Но даже если МВФ в качестве одного из условий выдачи долгожданных траншей и перекроет этот канал эмиссионной накачки финансовой системы Украины гривной, остается еще один, пожалуй, самый мощный «насос» для впрыскивания эмиссии – ОВГЗ.
Здесь используется следующая схема. Правительство в лице министерства финансов выпускает в обращение ОВГЗ, расплачиваясь ими с банками и предприятиями, внося их в уставные фонды государственных компаний и так далее.
Поскольку напрямую рассчитываться облигациями нельзя, а сами облигации на такие огромные суммы для коммерческого сектора, например, для банков не интересны, то единственным их покупателем становится Нацбанк, выкупающий бумаги за «свеженапечатанные» гривны, финансирующий и монетизирующий таким образом государственный долг.
Суммы эмиссии впечатляют! В 2014 году Нацбанк выкупил ОВГЗ на 171 млрд грн. Обращает внимание тот факт, что в первом полугодии прошлого года было куплено бумаг на 40 млрд грн, а во второй половине года – 131 млрд грн.
Именно поэтому за период с августа по конец декабря 2014 года доллар подскочил на межбанковском рынке с 11,96 до 15,77 грн, то есть примерно на треть. Таким образом, сводный бюджет был на огромные суммы профинансирован за счет эмиссии, что является абсолютно ненормальным явлением и одной из главнейших причин катастрофической девальвации национальной денежной единицы.
Подобные «фокусы» предусмотрены и бюджетом на 2015 год, принятым то ли с подлогом, то ли без него. Документом предусмотрен выпуск ОВГЗ на сумму почти 113 млрд грн. Из них бумаги на сумму 88 млрд грн пойдут на нужды правительства; ОВГЗ на сумму 36,5 млрд грн будут пущены на докапитализацию банков; бумаги на 20 млрд грн пойдут на финансирование Фонда гарантирования вкладов физических лиц; ОВГЗ на 36,5 млрд грн - на очередное увеличение капитала «Нафтогаза»; кроме того, обязательства на неизвестную пока сумму пойдут на докапитализацию государственных предприятий топливно-энергетического комплекса.
Таким образом, налицо не только финансирование расходов бюджета за счет роста государственного долга, но и необеспеченная эмиссия гривны на фоне падающей экономики, ведущая к очередному витку девальвации национальной денежной единицы.
Ситуация усугубляется тем, что сумма на которую планируется выпустить ОВГЗ в 2015 году, точно не оговаривается, а потому правительство Яценюка может совершенно беспрепятственно увеличить ее до любых размеров.
Подобные финансовые манипуляции то ли в шутку, то ли всерьез называют «количественным смягчением по-украински» по аналогии с quantitative easing (QE), проводимым Федеральной резервной системой США и Евроцентробанком в целях выхода из кризиса и сводящимся, по сути, к эмиссии денег для преодоления так называемого дефляционного схлопывания, а также инфляционного оживления финансово-экономической системы.
Применяемая в Украине схема ближе к американскому аналогу, где, в отличие от Евросоюза, имеется единый эмитент ценных бумаг в лице госказначейства США, роль которого в Украине играет Минфин, тогда как в Европе единого эмитента нет, но это подробности.
Нацбанк и Минфин начали проводить такую политику с 2008 года, а апофеоз наступил, как видим, во втором полугодии 2014 года.
В связи с этим, символичным одновременно является факт назначения на должность министра финансов американки.
Но в Украине «передовой американский опыт» не применим, ибо, как говорили древние, что позволено Юпитеру, не дано быку. Доллар и, с рядом оговорок, евро являются резервными валютами или, в терминах Карла Маркса, «мировыми деньгами», поэтому с ними можно ставить эксперименты по количественному смягчению, хотя и здесь возникает масса проблем.
В свою очередь, гривна является мягкой валютой, и чуть что – в стране начинается судорожная скупка твердой валюты, вывод последней из страны и обвал курса национальной валюты, да еще при такой неразвитости внутреннего рынка и зависимости от конъюнктуры на внешних рынках, какими отличается Украина.
Еще один нюанс. В США и Европе борются с дефляционным кризисом путем раскрутки инфляции для оживления экономики. В Украине в принципе не может быть чисто дефляционных процессов. Любой кризис у нас сопряжен, как правило, с инфляцией, что обусловлено вышеперечисленными причинами.
Что делать и кто виноват
Бороться с кризисом следует массированным заходом в страну валюты, прежде всего, тех знаменитых 100 млрд долларов, которые были выведены из Украины только за последние годы.
Но в этом направлении ничего не делается, потому что в этом не заинтересованы ни олигархи, выведшие капиталы из страны, ни обслуживающие интересы олигархов чиновники, ни иностранные, в том числе, западные банки, где эти капиталы размещаются, ни прочий так называемый финансовый интернационал.
Поэтому правительство Яценюка повышает тарифы и налоги, а также печатает гривну, сливая национальную валюту. Президент Порошенко, чьей креатурой является глава Нацбанка Гонтарева, при этом демонстративно дистанцировался от экономики, давая возможность Яценюку самоуничтожиться ценой кризиса и обнищания.
Правительство идет по инфляционному сценарию 1990-х годов, но в намного более опасных условиях войны...