Масштабы экономических потерь от военных действий в Донбассе растут на фоне эскалации конфликта. В самопровозглашенной ДНР оперируют страшной цифрой: по сравнению с довоенным периодом, якобы, функционирует лишь 10 процентов промышленных мощностей. В свою очередь украинская власть еще в октябре заявляла, что разрушена половина инфраструктуры региона и 40 процентов промышленного потенциала. Достоверного полного официального анализа масштабов разрушений в этом регионе пока нет.
«Снаряды сыпались со всех сторон»
Наибольшие потери понесли предприятия, которые оказались в эпицентре боевых действий.
«Снаряды сыпались со всех сторон. И стоять угадывать, кто стреляет, опасно для жизни. Сотрудники в такие моменты спасались в бомбоубежищах, в укрытиях, пережидали бомбежки, а после уже осматривали повреждения. Они были очень большие: и производство, и линии электропередач», - говорит DW Дмитрий Сахарук, руководитель антикризисного штаба энергетической компании ДТЭК.
Компания входит в финансово-промышленную группу СКМ, принадлежащую украинскому бизнесмену Ринату Ахметову. Этой же структуре принадлежит и ряд предприятий металлургического комплекса, также пострадавших из-за боевых действий и разрушенного железнодорожного сообщения.
Остановлен Енакиевский металлургический завод. Даже в условиях перемирия подвергается обстрелам крупнейший коксохимический завод в Авдеевке - городе, расположенном всего в шести километрах от Донецка.
Предприятия в условиях военных действий
В самом же Донецке остановился другой гигант - Донецкий металлургический завод, принадлежащий олигарху Виктору Нусенкису. Интересно, что незадолго до этого СБУ обвинило гражданина России Нусенкиса в финансировании терроризма.
На самом же предприятии ситуацию не комментируют. «А что говорить? Наш завод стоит полностью, нет сырья», - рассказал DW в частной беседе один из профсоюзных деятелей предприятия. По его словам, все грузовые перевозки заблокированы. И это, как он говорит, «не способствует росту симпатий к украинской власти».
«Мы получали сырье из Карелии для доменных печей. Маршрутов было много, каждый маршрут по 50-60 вагонов с агломератом. Но Украина перекрыла дорогу. И мы вынуждены были остановить две доменные печи. И к кому обращаться? Ведь только на нашем гиганте без работы остаются более 6 тысяч человек», - говорит собеседник. Он сообщил, что завод был неоднократно обстрелян.
Кому адресовать вопрос о компенсациях?
Населению, которое находится в том же Донецке, регулярно и постоянно внушается: «вас обстреливает украинская армия». Однако некоторые очевидцы обстрелов центра Донецка утверждают, что по городу, где нет украинской армии, стреляют сами дэнээровцы.
«Это все их рук дело. Никакая не Нацгвардия или диверсионные группы! Ведь Янукович поднял всякий сброд и всяких уголовников. А Россия вроде бы оперативно показывает картинку с места событий, но она же не скажет правду, кто все это финансирует», - говорит DW одна из жительниц Донецка.
Именно от России, как страны-агрессора, необходимо требовать средства на восстановления Донбасса - такую мысль высказал премьер-министр Украины Арсений Яценюк в недавнем интервью одному из украинских телеканалов. Как этого добиться - пока не совсем понятно.
В экспертной же среде экономистов уже звучат самые пессимистичные прогнозы о потере Донбасса для Украины, а вместе с ним и четверти промышленного производства.
«На сегодня Луганская и Донецкая области - это мертвая экономическая зона», - считает глава общественной организации Комитет экономистов Украины Андрей Новак. Даже на той территории Донбасса, которая подконтрольна украинским властям, из-за военных рисков ни один бизнесмен, не только зарубежный, но и украинский не станет вкладывать деньги, подчеркнул эксперт.
Еще 2 года на восстановление
Крайне пессимистичную позицию разделяют не все. «Я, к сожалению, сейчас не наблюдаю желания ни у одной из сторон восстанавливать Донбасс», - говорит Сахарук. По его словам, при условии, если все же такое желание появится, прежде всего нужно будет возобновить хозяйственные связи и грузовое транспортное сообщение между двумя территориями Донбасса, а также банковское обслуживание.
«Тогда, при условии соблюдения мира, Донбасс сам вытащит себя из этой ситуации», - подчеркивает Дмитрий Сахарук.
Сегодня имеются разные оценки объемов денежных средств, необходимых для восстановления, отмечает в комментарии для DW доктор экономических наук Юрий Макогон. По его мнению, наиболее близкая к реальности - 15 миллиардов долларов. Ученый сегодня работает в составе областной государственной группы по созданию стратегии развития Донецкой области до 2020 года.
Чтобы детальнее оперировать цифрами, сначала нужно определить, что восстанавливает крупный бизнес, а что государство, добавляет эксперт. Но в любом случае без восстановления связей с Украиной Донбасс обречен, говорит Макогон.
По своей структуре экономика Донбасса была ориентирована на экспорт. Если допустить, что предприятия неподконтрольных территорий, выйдут на российский рынок, то самопровозглашенные республики оказываются тем более в непонятном положении.
Ведь и сама Россия находится под санкциями. Но если будут закреплен мир в рамках минских договоренностей, то, по самым оптимистичным оценкам эксперта, понадобится еще минимум два года на восстановление, чтобы выйти хотя бы на докризисный уровень 2008 года.