Поможет ли банковский сейф сохранить сбережения и при этом иметь к ним доступ в случае введения в стране военного положения? С этим вопросом ЛІГАБізнесІнформ обратилась к банкирам и регулятору.
Почему возник этот вопрос? - Потому, что при введении военного положения средства банковских вкладчиков (как населения, так и предприятий), скорее всего, будут заморожены. Доступа к ним не будет. Мало того, Минфин предлагал законодательно разрешить частичное использование средств на срочных и текущих счетах в банках на потребности государства в военный период.
Взамен государство собиралось выдавать свои ценные бумаги. А как государство умеет рассчитываться по своим долгам - мы знаем на примере старшего поколения. Но, слава богу, пронесло - Кабмин отверг инициативу финансового ведомства. Так вот, мысли тех, кто не желает рисковать своими средствами на банковских счетах, устремились к поиску альтернативных вариантов хранения материальных ценностей.
Среди наиболее популярных из них - кубышка (она же - подушка, он же - матрас) и банковский сейф (она же - ячейка). Кубышка - это святое. А вот насчет банковских ячеек ЛІГАБізнесІнформ удалось кое-что узнать.
Итак. Самое главное - в случае введения военного положения в стране работа абсолютного большинства банков будет заблокирована. Работать продолжат только уполномоченные банки. Таких будет немного. Какие банки попадут в список уполномоченных, пока не знает никто на финансовом рынке.
А НБУ, естественно, молчит. Точно известно лишь то, что уполномоченным не может быть финучреждение с иностранными инвестициями. Скорее всего, в перечень избранных попадут госбанки, отечественные системообразующие финучреждения и банки помельче со специализацией, востребованной в военное время.
Теперь вопрос с содержимым банковских ячеек - финучреждения очень неохотно комментируют тему доступа к содержимому сейфов в отсутствие собственника ценностей. При введении военного положения они обязаны оповестить клиентов и предоставить доступ к ячейкам.
Некоторые банкиры утверждают, что без физического присутствия хозяина ценностей никто не имеет к ним доступа. Но тогда непонятно, как эти ценности перевезти в уполномоченный банк или в хранилище НБУ, если собственника не удалось найти. Надо полагать, что все, что не удастся перевезти, останется в НЕуполномоченном банке. Но что проку от этого для банковских клиентов? - Банк все равно будет закрыт.
В случае если в результате военных действий банковское хранилище будет разрушено, банк не несет никакой ответственности за сохранность хранящихся в ячейках ценностей, а Фонд гарантирования вкладов физлиц никогда и не страховал содержимое банковских сейфов. Единственное, что гарантирует сам банк, это то, что банковская ячейка не будет вскрыта сотрудником банка.
Таким образом, на случай военных действий собственник ценностей в банковской ячейке может быть гарантирован от блокирования средств на счетах, но никак не может быть защищен наверняка от физической потери ценностей.
Тем не менее, утверждает начальник управления правовой поддержки активных операций и консультирования UniCredit Bank Татьяна Талалайко, вскрытие ячеек без присутствия собственника ценностей возможна. В таком случае (как и в случае присутствия собственника) составляется детальное попредметное описание содержимого ячейки (если это купюры, то покупюрное, с указанием количества купюр, номеров и серий) специальной комиссией сотрудников банка, о чем составляется акт.
Ценности размещаются в уполномоченном банке или хранилище НБУ. Но вопрос доступа собственника к своим ценностям остается открытым.
Правда, отмечают юристы, отсутствие банка в списке уполномоченных является всего лишь предпосылкой для блокирования его работы, но не обязательно это происходит автоматически.
Решения принимаются НБУ по каждому конкретно банку. Не исключено, что в случае введения военного положения ограничительные меры будут применены лишь частично - либо для отдельных банков, либо на определенные банковские операции.
Также непонятно, все ли неуполномоченные банки обязаны «сдать ценности» или те лишь, которые находятся непосредственно на территории военных действий. Все - в руках регулятора, сетуют участники рынка.
На какие законодательные акты ориентироваться банкам при работе в военное время, тоже непонятно. Банки надеются на дополнительные разъяснения от НБУ. Регулятор отмечает, что вопросы доступа клиентов к банковским ячейкам при военном положении полностью относятся к компетенции банков и должны регулироваться договорами между банком и клиентом.
Банковские юристы уверяют, что единственным документом, регулирующим работу финучреждений в военное время, является постановление НБУ №444 от 16 сентября 2004 года «Об утверждении положения о порядке остановки, приостановки, ограничения деятельности банков в особенный период».
Адвокат ЮФ Ильяшев и Партнеры Александр Выговский говорит, что в случае введения военного положения для регулирования отношений банков и пользователей банковскими ячейками могут применяться общие положения Закона Украины «О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения» от 17 мая 2012 года.
Согласно документу, собственник может быть лишен права собственности на индивидуально определенное имущество, которое переходит в собственность государства в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения, при условии предварительного или последующего полного возмещения его стоимости.
Таким образом, имущество (ценности), хранящееся в банковских ячейках (сейфах), может также подлежать принудительному отчуждению на общих основаниях, предусмотренных в указанном законе.
Вот и думайте, что лучше: держать средства под подушкой, в ячейке или на банковском счету?