С началом АТО отечественная военная связь, которая была укомплектована допотопным советским оборудованием, перешла на современные цифровые средства коммуникаций. В полевых условиях они безупречно работают с сигналом: качественно передают его, шифруют, защищают от прослушивания. Вот уже третий год армия снабжается портативными рациями, в том числе Motorola. По мнению начальника Главного управления связи и информационных систем ГШ ВСУ генерал-майора Владимира Рапко, профессиональное радиооборудование оказалось удачным приобретением: дает необходимое качество и соответствует заявленным параметрам.
Лариса Татаринцева — руководитель компании Доля и КоЛТД, являющейся дистрибьютором Motorola в Украине.
На страничке компании в интернете — благодарственные письма от боевых подразделений, которые были снабжены оборудованием связи от Доли, что спасло жизни сотням солдат.
Лариса Анатольевна убеждена: главный секрет непобедимости армии — в стойкости украинских бойцов. А еще, в правильном выборе оборудования для связистов. Корреспондент выяснил, как Доле удается уже четверть века удерживать значительную часть отечественного рынка, что такое Motorola с украинским лицом и когда у нас появится телекоммуникационное оборудование мирового уровня собственного производства.
Неразрывная связь
Лариса Анатольевна, почему именно Motorola Solutions стала вашим партнером и ключевым брендом для Вооруженных сил Украины?
— В первую очередь сыграли роль высокое качество и надежность продукции, в том числе и в условиях экстремальных температурных режимов. Вот лишь два примера: 26 мая 2014 года под Славянском произошла трагедия — был сбит украинский военный вертолет. Погибло 14 военнослужащих, включая легендарного генерала Кульчицкого. Боевая машина была сбита ракетой из ПЗРК, упала с большой высоты, взорвалась и сгорела. Но радиостанция, находящаяся на борту, не только сохранилась — она осталась в рабочем состоянии! Еще пример: бойцы АТО привезли нам радиостанцию, которая оплавилась в горящем танке. Она тоже оказалась работающей. Как видите, факты красноречивые. Не случайно Motorola Solutions обеспечивает связь в миротворческих миссиях ООН, именно это оборудование используется в войсках НАТО.
А можно о сотрудничестве с ВСУ детальнее?
— К сожалению, без подробностей. Согласно Своду сведений, составляющих гостайну, нам запрещено рассказывать о деталях решений, применяемых в системах связи правоохранительных органов и вооруженных сил. Но скажу так: когда в 2014 году начались события в Крыму и на востоке Украины, наша армия была не только без оружия, голодная и раздетая, она была еще «глухой» и «немой», современные способы связи фактически отсутствовали, а распоряжения сплошь и рядом отдавались по мобильникам и тут же «считывались» противником. Тогда наша компания начала поставки военным профессиональной техники защищенной связи. Часто поставляли бесплатно — и в ВСУ, и в добровольческие батальоны. Финансовые риски мы тогда просто игнорировали — на кону стоял вопрос: быть или не быть самой стране. Все оборудование, поставляемое на передовую, прошло необходимые производственные испытания Минобороны — они длились больше четырех месяцев и подтвердили соответствие самым строгим требованиям к технике военной связи.
Доверительные отношения
Интересно! То есть у компании уже собралось серьезное портфолио собственных разработок?
— У нас есть соответствующие патенты, собственные разработки и программные продукты, которыми интересуются иностранные компании. Наша продукция, создаваемая на основе отечественных исследований и изобретений, реализуется под торговой маркой Лыбидь. Она не только реализуется на внутреннем украинском рынке, но и как показывает практика, имеет отличный экспортный потенциал.
И при этом вы являетесь официальным партнером компании Motorola Solutions. А какие ноу-хау внесла ваша компания в стандартные линейки продукции Motorola и как к тому факту, что вы занимаетесь дооснащением моделей Motorola, относится материнская компания?
— Мы стали дистрибьюторами Motorola в 1994 году. Все это время с Motorola Solutions сохраняются весьма конструктивные отношения, американская сторона всегда поддерживает нас, идет навстречу. Должна отметить: Motorola внимательно следит за развитием своих партнеров в других странах, в том числе и в Украине. Кроме этого в 2014 году наша компания прошла антикоррупционную верификацию соответствующей организацией США на предмет отсутствия коррупционных составляющих и получила сертификат TRACE. Сейчас у нас статус производственного партнера M o t o r o l a Solutions категории GOLD. Это дает нам право не только быть продавцом или интегратором продукции мирового лидера, но и заниматься разработками собственных программных и программно-аппаратных комплексов для средств связи Motorola Solutions. Это уникальное доверие! На сегодняшний день наше предприятие генерирует и совершенствует технологии, определяет ориентиры и стандарты работы для других участников рынка, причем не только украинского.
А что государство — оно сегодня поддерживает национального производителя?
— Сейчас с белого листа строится новая страна, новая ментальность, психология. Власть готова к открытому диалогу с бизнесом, начинает прислушиваться к профессионалам. Особенно заметны перемены в силовых ведомствах, в Министерстве обороны. Конечно, хотелось бы более быстрых радикальных перемен, но всему свое время. Что же касается позиции прозрачного и честного бизнеса, к которому мы, в частности, относимся, то нам по большому счету помощи и не нужно — главное, чтобы не мешали. Чтобы были обеспечены честные и равные условия для конкуренции всех продуктов и услуг на рынках. И поверьте — бизнес возвратит сторицей: новыми технологическими прорывами, рабочими местами, налогами.
Вашему предприятию часто мешают?
— Не буду скрывать: гибридная война идет не только на фронте. Время от времени нам приходится отбивать информационные атаки в адрес и бренда, и предприятия, в том числе с участием политиков и чиновников. Пытаются под видом общественного контроля получить специфическую техническую информацию о нашей продукции, программное обеспечение. Впрочем, я далека от мысли, что кто-то умышленно хочет парализовать работу предприятия, ведь это могло бы пойти на пользу только стране-противнику и сильно испортить инвестиционную репутацию Украины.
Можете оценить результаты работы, хотя бы кратко? Еще интересно, как вы стали руководителем компании?
— Начну с себя. Я окончила Институт гражданской авиации, по специальности инженер-системотехник, всегда увлекалась техникой, самолетами. Так уж вышло: радиосвязь — мое призвание и моя судьба, доля. Компания Доля была основана на заре независимости — в 1992-м — и начиналась как производственная компания: мы разрабатывали офисные мини-АТС, рекламно-информационные табло и так далее. Мы, кстати, стали первыми, кто развернул систему пейджинговой и транкинговой связи в Киеве и области. В 2005 году меня избрали главой Совета по вопросам внешнеэкономической деятельности при Кабмине. Нашей основной задачей было создание нормальных условий для бизнеса и искоренения контрабанды. Я осталась в бизнесе — все же это судьба. За 24 года Доля объединила прекрасных профессионалов, которые сделали наше предприятие лучшим в отрасли. Я люблю эту работу, эту отрасль и убеждена, что за ней, за телекоммуникациями — будущее, что их потенциала хватит для того, чтобы стать локомотивом всей национальной экономики. Мы можем и должны создавать такую продукцию, которая выведет Украину в мировые лидеры. По-другому нельзя.