Лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман отмечал, что если в начале 20 века тот или иной потребительский товар мог быть экспортирован только один раз, то сегодня его можно вывезти много раз.
Таково свойство вторичного использования ресурсов — переработки мусора.
Прямо сейчас вокруг переработки твердых бытовых отходов, ТБО, формируются глобальные цепочки нового типа, обратные обычному направлению "сырье-товар" в классической схеме структур международного разделения труда — цепочки возвращения вторичных ресурсов в производственный цикл.
Формирование таких цепочек говорит о старте процессов формирования глобальной экономики замкнутого цикла.
Экономика замкнутого цикла родилась из понимания того, что максимально возможное повторное использование материалов может и должно быть экономически выгодным, более дешевым, чем добыча первичного сырья.
Мусор мог бы стать новой нефтью, бизнесом государств, не имеющих собственных углеводородных ресурсов — такого, как Украина. Для этого требуются только время и наличие государственной политики.
С основным ресурсом, отходами, проблем возникнуть не должно: в Украине ежегодно генерируется от 60 млн куб м до 200 млн куб м мусора, покрывающих мертвым грузом свыше 10 тыс га территории страны.
Накопленный слой оценивается 12-15 млрд тонн. Если бы мусор был нефтью, Украина владела бы третьим по размеру месторождением в мире после США (Чиконтепек, 19 млрд тонн) и Саудовской Аравии (Гавар, 18 млрд тонн).
Пока же некоторые украинские регионы, не справляясь с валом отходов, практикуют "мусорные рейды" в соседние области. Отходы либо передаются "на переработку" в коммунальные предприятия, где сжигаются, либо вывозятся и выбрасываются на обочинах дорог и в лесах. Это признак кризиса системы.
Какую позицию займет наша страна в глобальной цепочке переработки ТБО? Она станет сырьевой колонией или метрополией? Какие трансформации нужны, чтобы превратить государство в первую экономику мира, а вторичный ресурс — в источник бюджетных доходов, аналогичный поставкам углеводородов?
Для начала нужно распределить роли и получить согласие всех сторон в вопросе приоритетов: что мы сделаем с мусором, и кто за что отвечает.
Если представить отходы в виде игры для нескольких участников, как это сделано в докладе вице-президента World Packaging Organisation Лусиано Пеллегрино, то становится очевидно: переработка отходов — долгосрочная и командная игра, в которой участвуют потребитель, государство, производитель, продавец и логист.
Призом в игре является доход в карманах игроков и бонус — очищение природы.
Отходы являются побочным продуктом, вспомогательным звеном более глобальных, универсальных цепочек производства и инноваций.
Циклическое воспроизводство схемы "инновации-внедрение-производство-потребление-опыт-оптимизация-улучшение-стандарт-обучение-стимулирование-идея-инновации" обеспечивает непрерывную спираль инновационного развития экономики, которое стимулируется потребительским опытом.
Развивающаяся экономика словно движется вверх по эскалатору, ведущему вниз. Прерывание цепочки на любой стадии ведет к деградации системы потребления. Остановка инноваций — и экономика уехала вниз, в каменный век.
Генерация отходов в цикле происходит после этапа потребления, а возврат отходов в производственный цикл — перед этапом производства. В следующем цикле производства могут участвовать только отходы, соответствующие технологическому уровню развития производства следующего этапа инноваций.
Каждый производитель в цепочке, особенно потребитель, влияет на всю цепочку. Самый маленький производитель неразрывно связан со всей отраслью.
Каждый может сделать свои выводы самостоятельно. Найдите себя в цепочке. Где находитесь вы, ваше предприятие в этом мировом производственном цеху? Сколько кластеров касается лично вас? На какие можете повлиять вы?
Глобальный переход на энергосберегающие технологии в транспорте и производстве высвобождает огромные запасы углеводородов. Нефть перенаправляется на потребительский рынок для извлечения прибыли.
Концепция экономики замкнутого цикла позволит получить дополнительную прибыль от вторичного использования продуктов переработки углеводородов несколько раз, а ожидаемое понижение цен стимулирует их использование. В ближайшее десятилетие мировую экономику ожидает бум вторичных отходов.
Так что же нужно сделать Украине, чтобы стать звеном нового мирового порядка, основанного на экономике замкнутого цикла? Для начала необходимо осознать наше бедственное нынешнее положение.
В Украине отсутствуют или драматически устарели государственные элементы, отвечающие за написание правил игры. Наша экономика находится в нисходящем тренде, компенсируемом частной, несистемной деловой активностью.
"В Украине действует около 6,7 тыс официальных и 32 тыс стихийных свалок", — сообщает Министерство экологии и природных ресурсов. При этом на всю страну приходится 12 сортировочных линий, куда попадает 3,9% всех отходов.
Для сравнения: худший показатель в ЕС — до 15% отходов перерабатывается в Великобритании, Исландии, Португалии и Греции. В остальных странах этот показатель колеблется, а наивысшие 99% принадлежат Швеции.
Для страны, где одна семья генерирует в среднем 400 кг отходов в год, отсутствие государственной политики в отношении ресурсов, валяющихся в буквальном смысле слова под ногами, непозволительно и недальновидно.
Досадно, что представители Минэкологии, приглашенные на заседание Комитета по устойчивому развитию EAFA/FPE в Дюссельдорфе, не смогли принять участия в мероприятии.
В свое время в Советском Союзе действовала государственная система вторичных ресурсов в структуре Госснаба, включавшая Главвторсырье (сбор отходов в городах и рабочих поселках), Центросоюз (сельская местность), Главвторчермет и Главвторцветмет (промпредприятия, совхозы и МТС).
В условиях централизованной экономики СССР затраты на сбор и переработку отходов входили в себестоимость продукции, а низкий уровень использования отходов, за исключением лома черных и цветных металлов, макулатуры, текстильных и полимерных отходов, объяснялся низкой рентабельностью.
Демонтаж Советского Союза на многие десятилетия заморозил развитие территорий и колоний социалистической империи. Парадигма развития сменилась выживанием. Включились программы проедания накопленного, утилизации имущества, доставшегося постсоветским странам от СССР.
Немного неожиданно, что умение экономить, превращая вторичный ресурс в товар, прекрасно освоенное поколением перестройки, оказалось востребовано через поколение, в 21 веке. Мир подошел к ресурсной грани, сходной с дефицитом советских времен. Вот почему мусор — это новая нефть.
Ирина Мирошник, президент Ассоциации гибкой упаковки, член правления European Rotogravure Association