На днях член парламентского комитета по вопросам здравоохранения и народный депутат Сергей Березенко сообщил на своей странице в соцсети Facebook, что деятельность рабочей группы по доработке правительственных законопроектов по медицинской реформе завершена.
В частности, по словам нардепа, законопроекты №6327 (о госгарантиях предоставления медуслуг), №6328 (о дополнительных финансовых гарантиях предоставления медуслуг лицам, которые участвовали в АТО) и №6347 (о внесении изменений в закон о публичных закупках) будут объединены в один документ и вынесены на обсуждение Верховной Рады уже в ближайшее время.
"Есть понимание необходимости скорейшего принятия реформы для немедленной реанимации системы здравоохранения. Надеюсь, что это станет убедительным аргументом для принятия решения в профильных парламентских комитетах и в сессионном зале", - написал Березенко.
На первый взгляд, эти документы, несомненно, нужны для старта медицинской реформы в Украине. Более того, в этой солидной "пачке" правительственных наработок сложно разглядеть лоббистский след отечественных фармацевтов. Между тем, есть одно "но".
Правительственный законопроект о медпомощи участникам АТО перекликается с проектом Вадима Рабиновича, который был зарегистрирован в ВР в мае прошлого года под №4687, и после нескольких доработок включен в повестку дня постановлением 1852-VIII от 21.02.2017.
Это уже не единожды переработанная версия, эпопея с продвижением которой в парламенте тянется еще с прошлого года. Законопроект проходил через комитет по делам ветеранов, участников боевых действий, АТО и людей с инвалидностью, в рядах которого состоит владелец фармацевтической фирмы "Дарница" Глеб Загорий, а возглавляет его близкий товарищ Александр Третьяков.
Не исключено, что предложение обеспечить всех участников АТО бесплатными лекарствами мог пролоббировать именно Загорий, ведь под такие программы препараты, как правило, отбираются по критерию низкой стоимости. Это значит, что шансы попасть под госзакупки есть, в первую очередь, у отечественных производителей.
Яркий пример - выбор лекарств в программу реимбурсации, куда вошло большинство украинских недорогих таблеток от гипертонии и диабета. Сам Загорий ранее называл комитет, в котором он работает с Третьяковым, самым неблагодарным, в работе которого "невозможно ничего лоббировать".
Но одновременно указывал, что "на сегодня субъектами нашей ответственности являются более чем 200 тысяч людей", и подтверждал, что участники боевых действий имеют право на безоплатное получение лекарств.
Несмотря на явно популистский окрас, проект Рабиновича в Раде, фактически, "зарубили". Еще в прошлом году он получил негативную оценку комитета по вопросам здравоохранения.
По всей видимости, нынешняя глава комитета по вопросам здравоохранения Ольга Богомолец Глебу Владимировичу, мягко говоря, сильно не симпатизирует, и, как писали СМИ, заявляла, что он и Третьяков зарабатывают на тендерах в фармацевтической отрасли.
А так как ни один законопроект, касающийся лекарств и медицинского обеспечения, мимо Богомолец не проскользнет, а без ее утверждения не имеет шансов быть принятым, Загорий, судя по всему, решил сменить тактику.
На этот раз фармацевт, как указывают источники, мог воспользоваться поддержкой Кабмина благодаря дружбе с генпрокурором Юрием Луценко и его женой, замглавы парламентской фракции БПП Ириной Луценко. Поэтому не удивительно, что Кабмин оперативно выдал свой документ на эту же тему.
В частности, как сообщил источник, недавно Загорий мог заручиться одобрением "сверху" на поглощение Борщаговского химико-фармацевтического завода, борьбу за контрольный пакет акций он ведет уже два года. "Теперь - это вопрос времени", - рассказал источник.
"Зарубить" новый законопроект от Кабмина у Богомолец вряд ли получится, тем более, что он будет подаваться в Раду уже не в качестве отдельного документа, а как часть комплексного проекта о медицинской реформе. Вариант Рабиновича вернули на доработку по той причине, что средства на лечение бойцов предлагалось взять из бюджетной статьи "Обеспечение медицинской мероприятий отдельно государственных программ и комплексных мероприятий программного характера", а она, якобы, имеет совсем другое назначение.
За счет этих денег закупаются вакцины, лекарства от СПИДа, туберкулеза и т.д. То есть, те медикаменты, на которых явно не сэкономишь.
В новом законопроекте предусматривается, что бюджетные деньги на ветеранов начнут тратить со следующего года, и их можно будет предусмотреть в проекте главной сметы страны. Какими могут быть эти суммы, неизвестно, но можно не сомневаться, что комитет по делам ветеранов, участников боевых действий, АТО и людей с инвалидностью будет настаивать на том, чтобы государство не экономило на этих статьях.