Пока политики сцепились в шумной схватке вокруг земельного вопроса, за кулисами совершенно бесшумно разыгрывается еще один, не менее судьбоносный для государства, сюжет — в телекоммуникационной сфере
Государство намеревается отсудить у нынешнего собственника, одного из лидеров отрасли, компанию "Укртелеком". Если этот прием удастся, отечественный рынок телекоммуникационных услуг переживет стресс, по разрушительности сравнимый с цунами. Выведение из игры ключевого участника вызовет стихийный передел рынка со всеми вытекающими последствиями. Как результат — сместит сегменты долей и изменит статус оставшихся участников.
Для потребителя это будет, в любом случае, означать повышение цен на услуги и перебои с качеством услуг. Для международного профессионального сообщества — красную лампочку: "Осторожно! Здесь нестабильно". А для самого "Укртелекома" — значительное осложнение в работе: выведение из обоймы "на большой скорости" не может пройти гладко.
Это отнюдь не преднамеренное сгущение красок — всего лишь моделирование ситуации.
Один из пяти крупнейших: история "динозавра"
"Укртелеком" в свое время стоял у истоков появления в Украине первого образца настоящей международной интернет-связи. В 1997-м году компания открыла в столице первый Интернет-узел, подключенный к узлу компании UUNET в Лондоне на скорости 2 Мбит/с по волоконно-оптической линии связи. Спустя три-пять лет в других крупных города появилось еще несколько узлов. Скоро "Укртелеком" стал развивать массовую сеть: узлы были созданы во всех крупных региональных и районных центрах — они получили между собой соединение на той же скорости.
На сегодняшний день "Укртелеком", как ведущий оператор телекоммуникационной сферы, входит в пятерку крупнейших участников рынка — как по объемам обслуживаемого трафика и количеству абонентов, так и по техническим характеристикам.
"Чтобы доставить трафик каждого абонента до точки обмена, нужны магистральные оптоволоконные сети. Ими располагают только крупные операторы связи, такие как "Укртелеком", Датагруп, Киевстар, МТС Украина, lifecell. Их транспортные сети охватывают все регионы Украины и имеют международные переходы. В других странах они подключены к иностранным точкам обмена, чтобы обеспечивать украинцам обмен трафиком не только внутри страны, но и во всем мире У небольших и даже у средних (Воля, Триолан, Ланет, Фрегат) украинских интернет-компаний своих магистральных сетей нет (или они плохо развиты). Поэтому, чтобы добраться до точек обмена интернетом, будь то украинских или иностранных, они каналы связи арендуют", — отмечает в своем исследовании аналитик-обозреватель Стас Юрасов.
По оценке аналитика, "Укртелеком" является также крупным оператором оптового рынка интернет-связи. Пропускная способность сетей, по его данным, составляет 1 Тбит/сек. "У компании есть 16 международных выходов во все приграничные страны с общей емкостью более 200 Гбит/с. За границей "Укртелеком" включен в точки обмена трафиком DE-CIX в Германии, AMS-IX в Нидерландах и другие", — пишет Юрасов.
При этом за последних пару лет "Укртелеком" успел модернизовать сети в крупных городах (Киеве, Львове, Харькове, Днепре, Запорожье, Одессе), что позволило увеличить скорость интернета и расширить ассортимент предлагаемых продуктов. На недавней пресс-конференции в компании сообщили, что поступления от услуг интернета продолжают расти (оператор предоставляет таковые почти в 2,5 тысячи населенных пунктов).
"За год в целом доходы увеличились на 7% до 1,32 млрд грн. В массовом сегменте доходы от интернет-направления выросли на 6,6% и составили 1,04 млрд грн. Среди бизнес-пользователей они достигли 277 млн грн, что на 8,2% больше, чем год назад. "Укртелеком" продолжает реализовывать проекты по развитию оптики и подключать к ней села, медицинские и учебные заведения, предлагая абонентам высокоскоростной интернет. В этом году уже проложено почти 2,3 тысячи километров волоконно-оптического кабеля в более 80 н.п.",— сообщается в релизе компании.
Выросли и инвестиции в развитие телекоммуникационной инфраструктуры: за год — на 25%, до полумиллиарда грн.
Дешевле некуда
Следует отметить, что сейчас на мировом рынке телекоммуникационных услуг Украина с ее пятеркой ведущих операторов держит безусловное лидерство по низким ценам на интернет-связь.
"Аналитики интернет-проекта "Будь мобильным" провели подробное исследование тарифов на проводной интернет в 100 крупнейших странах мира по объёму ВВП (на основе данных МВФ, ООН и Всемирного банка). За основу брались цены двух операторов-лидеров по сегменту проводного интернета в каждой из стран. Страны восточной Европы и бывшего СССР — среди государств с самым дешёвым интернетом: Чехия, Словакия, Венгрия — порядка $15 в месяц, Латвия, Казахстан, Польша, Литва — порядка $11,5 в месяц. В пятёрку стран с самым дешёвым проводным интернетом помимо Украины и России также входят Румыния — 98 место ($7,95), Болгария — 97 место ($8,75) и Беларусь — 96 место ($9,65)", — сообщил аналитик Иван Кущ.
По данным исследования, в перечне 100 крупнейших стран мира по стоимости проводного интернета 10 Мбит/с Украина занимает первое место как государство с самым доступным продуктом.
По мнению Куща, серьёзное влияние на стоимость оказывает конкуренция. Чем больше провайдеров работают на том или ином рынке, тем ниже цена. К примеру, в Эфиопии, Туркменистане, Египте, Катаре, Иране, Ираке и ОАЭ работает ограниченное количество операторов. Соответственно, здесь подключение и использование Интернета в разы дороже.
Как было сказано выше в нашей стране всего лишь пять ключевых игроков на этом рынке. И выведение с него одного из участников непременно отразится в том числе и на стоимости интернет-услуг. Если до настоящего времени она поднималась незаметно для потребителя и по большей части — скорее из-за затяжного конфликта между компаниями, управляющими жилым фондом, и интернет-операторами, чем из-за жадности последних, — то переформатирование рынка обязательно вызовет ценовую турбулентность, предупреждают аналитики.
Вне зоны доступа?
Казалось бы, какое отношение имеет форма собственности интернет-оператора к его поведению на рынке и тем более — к ценовой политике? Ну, заберет себе государство "Укртелеком" — так и будет он работать дальше, только под государственным флагом.
А вот это едва ли. По той простой причине, что сам процесс передачи из одной собственности в другую окажется для компании болезненным и сложным. Вместо того, чтобы сосредоточиться на своем развитии (телекоммуникационная сфера — самая динамично развивающаяся в мире, тут каждые упущенные сутки могут сыграть решающую и даже роковую роль), компании приходится обивать пороги в судах. Кроме того, судебный процесс уже успел негативно отразиться на бизнесе, и компания уже однажды лишилась выгодного инвестора.
Напомним, что в 2015 году между "Укртелекомом" и ChinaDevelopmentBank (CDB) был подписан меморандум о кредитовании инвестиционных проектов по модернизации на сумму ни много ни мало — в 400 миллионов долларов.
Однако через год, когда было освоено лишь около 10% от заявленной суммы, проект "заморозили". Говорят, что китайцы свернули егоиз-за настойчивых попыток Фонда госимущества отсудить "Укртелеком" у компании "ЕСУ", владеющей телеком-оператором. Эта изнурительная судебная эпопея тянется уже больше двух лет и уж точно не добавляет положительных очков ни государству в лице ФГИ, ни судам, ни самой компании.
Директор "Укртелекома", кстати, также вынужден был с этим согласиться. "Должен признать, что эти факторы (судебные разбирательства — Delo.ua) оказывают негативное влияние… Естественно, спор "ЕСУ" с Фондом госимущества оказывает негативный эффект", — отметил Юрий Курмаз во время своего общения со СМИ.
Что уж говорить о возврате "Укртелекома" в собственность государства — это значительно усложнило бы работу предприятия. Во-первых, компанию в ее развитии на данный момент способен простимулировать только инвестиционный капитал — причем, в первую очередь, капитал свой, материнский. Никто "со стороны" не сможет столь эффективно и своевременно поддержать предприятие с его проблемными моментами и одновременно — с новыми интернет-продуктами, в которые постоянно нужны мощные финансовые вливания, исчисляемые сотнями миллионов долларов. А проволочки в развитии могут отбросить предприятие далеко на обочину и уже через несколько месяцев оно утратит свое место и не найдет себе применения на рынке.
Во-вторых, окажись предприятие в руках государства, этот "новый старый" собственник уже вряд ли подыщет ему еще одного выгодного хозяина. Кто захочет покупать вновь перепроданное — а вдруг снова отберут?
Наконец, в третьих — любопытная и показательная деталь: ни один крупный интернет-провайдер в развитых странах не работает под эгидой государства — этот "союз" выглядит как нонсенс.
Хочется верить, что совсем нерадостная перспектива "Укртелекома" не воплотится в жизнь, а компания, стоявшая у истоков целой отрасли в стране, сохранится в своем нынешнем формате и в своей нише на рынке.