После окончания Второй мировой войны и вплоть до распада СССР Америка была для советского государства и почти для каждого гражданина идеологическим врагом номер один. И все же это не помешало детям, внукам и правнукам некоторых генсеков без зазрения совести переехать в стан “потенциального противника”, как только появилась возможность.
“Умный журнал” рассказывает о потомках Сталина, Хрущева и Андропова, уехавших в США, вопреки убеждениям знаменитых родителей.
Правнучка Хрущева: “Я человек из Нью-Йорка”
Хрущева Нина Львовна
Правнучка советского генсека, на чей период руководства пришелся разгар холодной войны, родилась и выросла в СССР, но с 1990-х годов проживает в США, где занимается политологией и преподает международные отношения в университете New School. Себя называет “человеком из Нью-Йорка”, но настаивает на том, что в причинах ее переезда не было никаких политических мотивов:
“Я просто хотела посмотреть на жизнь вне тоталитарной системы. Мне было интересно. Я хотела учиться, поступила в университет в Принстоне. Оставаться в Америке не собиралась, но получила докторскую степень, предложение о работе и решила остаться. Поскольку к тому времени успела всей душой полюбить Нью-Йорк. Я не считаю себя американкой, не идентифицирую”.
В своих интервью правнучка Никиты Сергеевича неоднократно осуждала “аннексию Крыма”.
Также в Америке проживает дядя Нины — Сергей Никитович Хрущев — младший сын генсека, ракетчик и доктор технических наук, который с 1991 года был приглашен в Штаты для чтения лекций об истории холодной войны в Университете Брауна, а с 1999 года получил американское гражданство.
Об эмиграции Сергей Никитович говорит спокойно:
“Отец, я думаю, ничего бы не сказал, потому что переехал я в то время, когда отношения между странами были хорошие… В Америке живу, но являюсь патриотом России. Кстати, и патриотом Украины, и Соединенных Штатов, разумеется”, — рассуждал он в одном из интервью.
Сергей Никитич Хрущев
При этом своего отца Сергей Никитич называет “великим руководителем великого государства”, а в историю со стучанием ботинком по столу не верит, считая “легендой, которую выдумали американцы”.
Светлана Аллилуева: “Я ненавидела советскую Россию”
Дочь самого известного генсека СССР Иосифа Сталина Светлана Аллилуева в 1966 уехала в Индию, чтобы развеять над рекой Ганг прах гражданского мужа индийского коммуниста Браджеша Сингха, а в 1967 попросила политического убежища и в Москву не вернулась. Позже она писала, что это решение было основано “не на политических, а на человеческих мотивах”.
На Западе Аллилуева поменяла имя, став Ланой Питерс.
В 1984 году Светлана Иосифовна вместе с рожденной в 1971 году дочерью Ольгой Питерс (позднее сменившей имя на Крис Эванс) неожиданно для всех вернулась в СССР, где ей даже восстановили гражданство, но жизнь в Союзе у нее не сложилась: Аллилуева не могла найти общего языка ни с детьми, которых она оставила, ни с правительством. Через неполных два года женщина окончательно разорвала отношения с СССР, навсегда уехав в Америку и отказавшись от советского гражданства.
В 2011 году Аллилуева умерла от рака в доме престарелых американского штата Висконсин. За три года до этого она согласилась дать большое интервью для документального фильма “Светлана о Светлане”. Во время беседы с журналистами Светлана Иосифовна отказывалась говорить по-русски, объясняя это нелюбовью к стране и тем, что сама русской не является:
“Я уже 30 лет имею американское гражданство. И я не хочу говорить по-русски. Я всегда ненавидела Россию, советскую Россию. Я никогда не вернусь в Россию, сколько бы об этом ни говорили. Я не являюсь этнической русской”.
Светлана Аллилуева в молодости
Что касается внучки Иосифа Сталина, то с журналистами она общаться не любит, а известно о ней немногое: ей 46, живет в Портленде, работает в магазине одежды, перенесла рак груди, русского языка не знает — мать, испытывающая “отвращение к собственному прошлому”, говорила с ней только по-английски.
В 2016 году большое оживление в Сети вызвали фотографии Эванс в образе персонажа комиксов Tank Girl. “И это внучка Сталина?”, — недоумевали пользователи.
Смерть матери Крис перенесла тяжело. Как-то она поделилась с журналистами:
“Я всегда понимала, что моя задача номер один в этом мире — это заботиться о маме и любить ее, несмотря ни на что, чтобы она хотя бы в старости смогла залечить полученные в детстве раны”.
Говорят, что перед смертью Светлана дала работникам дома престарелых четкую инструкцию: дочь ни в коем случае не должна увидеть ее в гробу, ведь ее саму преследовал кошмарный образ лежащей в гробу застрелившейся матери.
Крис Эванс с матерью
Внука Андропова “испортила заграничная жизнь”
Волею судьбы в США оказалась и внучка председателя КГБ СССР и Генсека КПСС Юрия Андропова Татьяна. На родине Татьяна окончила Московскую государственную академию хореографии, работала в Большом театре, а в 1990-х уехала в Америку вслед за мужем, который планировал заниматься там бизнесом. У супруга Татьяны Василия в Штатах работа не задалась, и он оставил жену и дочь Николь, которая появилась на свет там же — в США.
Внучка Юрия Андропова Татьяна
Татьяна стала учить английский язык, работать хореографом в Майами, давать частные уроки.
В Россию внучка главы КГБ вернулась после смерти своего отца Игоря Андропова.
Жить в Москве ей было негде, поэтому мать уступила Татьяне с внучкой и зятем Василием (который к тому моменту вернулся) свою квартиру, уехав на дачу к сестре.
У Татьяны в России были большие планы, она стала главой Фонда исторического наследия имени Андропова, но сбыться им так и не довелось. По воспоминаниям родственников, Татьяна стала жаловаться на боли в желудке, а вскоре выяснилось, что у женщины онкология. Она скончалась в 2010 году в возрасте 42 лет.
Долгое время жил и учился в Америке и внук Юрия Андропова Константин. Там он успел окончить колледж. Вернувшись в Россию, внук председателя КГБ поступил на юридический факультет одного из столичных ВУЗов.
В СМИ имя Константина всплыло в 2011 году, когда на 31-летнего мужчину напали на улице и избили хулиганы.
Нашел ли себя на родине внук всесильного председателя КГБ, сейчас неизвестно.
В одном из интервью 2011 года мать Константина жаловалась:
“Костя у меня лоботряс. Он не может никак устроиться на работу. Сядет на лавочке у подъезда с друзьями и пьет пиво. А ведь учился в Штатах в колледже, испортила его заграничная жизнь”.