Бизнес на крови: «БРСМ» и другие авантюры экс-министра Ставицкого
Бог сказал – «делиться надо!» Если ты хочешь вести бизнес в Украине – то делиться надо со всеми, особенно с теми, кто находится у власти. Это нехитрое правило безотказно работает, невзирая на революции и смены политических элит. Янукович, Курченко, Захарченко, Ставицкий – все эти фамилии уже не первый год находятся в санкционном списке ЕС. Против них открыты уголовные дела за тяжкие преступления, они давно бежали из Украины, но ничто из этого не мешает им продолжать зарабатывать миллионы в некогда родной стране и ее временно оккупированных частях. Как? Рецепт прост: во-первых, нужно делиться с правильными людьми (особенно с правильными судьями и прокурорами), во-вторых, нужно максимально скрывать свое участие в бизнесе, создавая десятки подставных компаний, теряющихся в бесчисленных офшорах.
Яркий пример тому – экс-министр топлива и энергетики Эдуард Ставицкий, проживающий ныне в Израиле. На Земле Обетованной он не только нашел свои корни, но и «уверовал в высшие силы». В своем последнем интервью «Украинской правде» Ставицкий, получивший израильское гражданство и паспорт на имя Натана Розенберга, рассуждал о страшном суде и высоких материях, но старательно умалчивал, с кем и чем ему пришлось поделиться, чтобы сохранить свой бизнес в Украине и жить безбедно в элитном районе Тель-Авива.
«Я пришел из бизнеса, я себе мог позволить на тот момент многое»
«Откуда у вас часы за 600 тыс. долларов?», - «Это – не мои. Брата или отца». Эта короткая фраза Ставицкого как нельзя лучше характеризует его подход к предпринимательству. Он не скрывает, что богат, но, как и другие «успешные политики», пришедшие во власть из бизнеса – не говорит, как именно разбогател.
В его биографии до сих пор остается много черных пятен, и с каждым годом их будет становиться все больше. О том, какой именно бизнес привел его во власть, известно мало. По информации СМИ, сразу же после получения диплома горного инженера, он устроился работать в некое ЗАО «НПО Экологические топлива Украины». Эту компанию, торговавшую буроугольными брикетами производства фабрик «Дмитровская» и «Байдаковская», связывают с его мамой - Викторией Ивановной Ставицкой, которая по совместительству была партийным функционером Компартии.
Не последнюю роль в «успешной политической карьере» бизнесмена Ставицкого, сыграли его жена Елена Ушакова и экс-министр агрополитики Николай Присяжнюк, которого считают креатурой всем известного Юрия Иванющенко. К 2006 году, когда Эдуард Анатолиевич занял свою первую высокую должность в Киеве, его семье уже принадлежало старинное трехэтажное здание по адресу Шота Руставели №31. Здесь же были зарегистрированы и многочисленные фирмы орбиты Ставицкого и его партнеров.
Успешную карьеру чиновника, длившуюся с 2006 по 2014 год, Ставицкому во многом помогла сделать его способность договариваться и делиться с нужными людьми. Один из самых ярких примеров – передача Виктору Януковичу известной резиденции в Межигорье. Этот «жест доброй воли» вне всяких сомнений помог Ставицкому, занимавшему тогда должность председателя правления НАК «Надра Украины», укрепиться в числе доверенных лиц экс-президента. С 2012 по 2014гг карьера Розенберга-Ставицкого в политике была на пике. В кулуарах парламента и Кабмина его небезосновательно называли «главным энергетиком донецких», ведь именно он помогал экс-регионалам в масштабном переделе энергорынка.
Бизнес-империя Ставицкого и ко.
Помимо беспрекословного выполнения приказов вышестоящих «кураторов», министр не терял времени зря и сколачивал собственную бизнес-империю, в которую вошли десятки реальных, фиктивных и офшорных компаний.
Ставицкий был владельцем авиакомпании «Урга». К 2012 году этот авиаперевозчик вырос до лидеров внутреннего рынка, имел 26 самолетов, и 11 миллионов гривен чистой прибыли. 94% акций компании принадлежало фирме «Сириус-2013».
Но основные активы экс-министра были сконцентрированы в энергетической сфере. Совместно с Николаем Присяжнюком, Ставицкий владел акциями газовой компании ООО «Голден Деррик», получившей лицензии на разработку 28 скважин в Полтавской и Днепропетровской областях.
Помимо этого, компании «Компания-Гермес», «Промоушн-групп» и «Укрстк» из орбиты экс-министра зарабатывали на транзитных тендерах «Укртрансгаза».
Но самым известным бизнесом Ставицкого стала сеть заправок «БРСМ», которая в период его министерства разрослась до 140 АЗК и до 2014 г. была оформлена на его тещу.
Искра, вызвавшая пламя
Летом 2015 года на одной из нефтебаз «БРСМ» в Василькове разгорелся пожар, который тушили 10 дней. Трагедия унесла жизни 6 человек, еще 17 получили ожоги. Позже стало известно, что возгорание произошло при изготовлении «бодяги» - в бензин А-92 и А-95 вместо этилового спирта подмешивали 25% метилового спирта, а содержание бензола в нефтепродуктах в 3 раза превышало допустимые нормы. Но это – далеко не единственный любопытный факт, который вскрылся после расследования действий компании.
По одной из версий следствия, кассовые аппараты на АЗС были настроены таким образом, что каждый клиент БРСМ недополучал сдачу в размере 8 копеек. Масштабы аферы измерялись сотнями миллионов. Также были установлены факты неуплаты налогов в особо крупных размерах. В Генпрокуратуре заявили, что речь идет о миллиарде гривен.
Следствию также удалось установить цепочку компаний, входивших в группу «БРСМ»: «Нефтетрейд 2015», «Вит», «Макро Пойс Плюс», «Рыбторг Груп», «Азс-Ойл», «Нефтезапад», «Укртрансагро», «Таня», «Оптон», «Дар-С», «Бытремстройматериалы», а также «Стейт Ойл» и «Бел Ойл». В ГФС тогда сообщили, что указанные фирмы, «фактически осуществляя хозяйственную деятельность, не отразили в налоговой отчетности реальный объем проведенных финансово-хозяйственных операций с целью минимизации своих налоговых обязательств перед бюджетом».
Но, невзирая на целый ряд громких скандалов, и открытых уголовных дел, «бодяжный» бизнес Ставицкого продолжает работать, и не в последнюю очередь благодаря способности бенефициара делиться и прятать концы в воду. Сначала «БРСМ» переоформили на белизский офшор Mellian Management Ltd, связанный с голландским инвестфондом FreezeOil Fund Роланда Пипера. Но это было лишь формальностью, как и переоформление части «БРСМ-Нафты» на новую компанию ООО «Фриз оил групп», учрежденную офшором из Белиза Argento Invest ltd.
В прессе писали о том, что в разные периоды Ставицкий делился долей в «БРСМ» с разными людьми с целью защиты бизнеса. Так, в 2012-2015гг партнером экс-министра был Сергей Курченко, с 2015 года - Николай Герасимюк (заместитель Генпрокурора Виталия Яремы в 2014 году), и некие адвокаты и бизнесмены, связанные с окружением Петра Порошенко (в 2015-2016). При этом, доля Ставицкого – не размывалась. Доказать этот тезис – сложно в силу разных причин. Но вот интересный факт – совсем недавно в руководство «БРСМ-Нафта» и связанной с ней фирмой «Нафтазахид» вошел Евгений Бродский, брат бизнесмена Михаила Бродского. По слухам, Ставицкий решил «поделиться» бизнесом, чтобы через связи Бродского-старшего выйти на экс-главу ГФС Романа Насирова и «решить вопрос» штрафных санкций, начисленных в связи с неуплатой налогов. Эдуард Анатолиевич даже был готов внести заставу в 100 млн грн за экс-чиновника в обмен на то, что налоговая закроет глаза на махинации «БРСМ».
Отбился от рук
Если с «БРСМ» экс-министр пока прощаться не собирается, хоть публично и отрицает свое участие в нем, то газовые активы он все же продал. Так, их совместное с Присяжнюком ООО «Голден Деррик», судившееся после бегства экс-министров за лицензии на разработку месторождений «Сахалинки» (крупнейшая площадка углеводородов в Украине), было продано российско-украинскому бизнесмену Павлу Фуксу. После сделки бывшие кураторы Ставицкого от «Семьи» обвинили своего протеже в «крысятничестве» и предательстве общих интересов. По словам источника «Антикора», присутствовавшего на недавней встрече экс-президента Виктора Януковича и его ближайшего окружения – Сергея Арбузова и Виталия Захарченко, Ставицкий-Розенберг в последнее время начал конфликтовать с командой экс-президента. «Раньше Ставицкий исправно отдавал деньги в «общак», никогда не «крысятничал». Сейчас же он, в обход своих кураторов, начинает продавать бизнес и «сливать» общие активы», – пишет издание.
Сам экс-министр заявлял, что уже успел открыть в Израиле 2 стартапа, связанных с углеводородным бизнесом и даже оценил их в миллионы долларов. Правда, своих денег в них не вкладывал. По его словам, члены семьи Ставицкого занимаются недвижимостью. Так, упомянутый выше особняк на Шота Руставели был продан в 2015 году за 2 миллиона долларов. Впрочем, этих денег вряд ли бы хватило, чтобы купить дом в Израиле. Недвижимость в элитном районе, где проживает Ставицкий-Розенберг, оценивается в десятки миллионов долларов.
Недавно в СМИ появилась информация о том, что беглый экс-министр расширил горизонты своего бизнеса до неподконтрольных украинской власти территорий Донецкой и Луганской областей. О том, что его компании начали работать в «серой зоне» свидетельствует и интересный видеоролик, обнародованный в прошлом году в эфире израильского телеканала ILand. В нем террористы в балаклавах с автоматами на фоне флага «новороссии», интересовались у бывшего министра энергетики, почему он задерживает им «зарплату». По информации СМИ, Ставицкий активно ведет бизнес на временно оккупированных территориях, и вместе с Сергеем Курченко они курируют предприятия украинской юрисдикции. В сфере его новых интересов – угольная промышленность. Ставицкого называют одним из негласных спонсоров блокирования железнодорожных путей. Финансирование блокады может помочь ему получить контроль над колоссальными финансовыми потоками в треугольнике «Россия- Оккупированные территории – Украина», чтобы в очередной раз «кинуть» своих бывших патронов.
Еще один перспективный новый проект Ставицкого, о котором недавно писали в прессе - разведка и добыча нефти и газа на черноморском шельфе аннексированного Крыма. Российскую лицензию на его реализацию получила неизвестная компания «Новые проекты», которую связывают с экс-замминистром природных ресурсов и экологии РФ Валерием Паком, все теми же Сергеем Курченко и Эдуардом Ставицким. Интересно, что последний категорически отрицает свои связи с Курченко, и говорит, что никогда общего дела с ним не имел. Но поверить в то, что экс-владелец ВЭТЭК смог построить энергетическую империю без ведома профильного министра – очень сложно.
«Тот, кто верит в Бога, знает, что будет отвечать за свои поступки на страшном суде. Он же будет у каждого. Я искренне сожалею за то, что произошло, и готов буду и на это ответить на страшном суде», - сказал Ставицкий, когда его спросили, виноват ли он в смерти людей на нефтебазе «БРСМ». В какого Бога верит экс-министр, который раньше был глубоко верующим христианином, но потом вдруг стал иудеем – хороший вопрос, как и то, каким образом он представляет себе свой «страшный суд». Одно можно сказать точно – он точно не боится суда украинского, и даже спокойно пересекал границу бывшей родины с новым израильским паспортом. Куда при этом смотрели правоохранители – остается только догадываться. Возможно, арестованный экс-глава ГФС Насиров мог бы больше рассказать о том, с кем и чем делился Ставицкий, чтобы его бизнес продолжал работать, но он пока хранит молчание.