Сумерки украинского здравоохранения
Приближение 1 апреля уже давно не веселит, а пугает украинцев, потому что в этот день власть традиционно оставляет их в дураках. То снова повысит в разы тарифы, то введет очередные дебильные законы, то устроит прыжки курса гривны. В нынешнем году первоапрельской «шуткой» станет второй этап т.н. «медреформы», который грозит окончательно отрезать доступ к лечению большинству населения страны…
На втором месяце всемирной эпидемии коронавируса украинское правительство наконец-то озаботилось введением карантина, и с 8 февраля обязало направлять в специальные изоляторы пассажиров самолетов, прибывающих в Киев из провинции Хубей.
Знаете поговорки про отпавшие почки или примочки мертвому? Вот это именно тот самый случай! Потому что теперь это может оказаться уже бесполезным, ибо вероятность, что инфекция уже проникла в Украину – около 90%. Как? А так, что ранее, с самого начала эпидемии, в Борисполе чуть ли не каждый день приземлялись борта из Китая. Лишь 24 января Минздрав Украины приказал проводить их пассажирам и экипажам дистанционное измерение температура (инфракрасными сканерами). Авторами этой идеи, видимо, были «реформаторы» из числа «соросят» и «волонтеров Майдана», имеющих о медицине самое далекое представление (увидели такое в кино). Поскольку именитые украинские врачи (практики, не кабинетные чинуши) предупреждали, что таким способом нельзя выявить носителей вируса в стадии инкубационного периода. Но только кто ж их слушал!
Похоже, что вопрос как не пустить вирус в Украину, больше не стоит. Теперь актуален другой вопрос: готова ли к борьбе с ним украинская медицина? И ответ на него, к сожалению, отрицательный. Потому что отечественное здравоохранение не способно справиться даже с самыми элементарными проблемами. А после 1 апреля оно вообще может впасть в кому.
Дело в том, что с апреля вступает в силу вторая часть «медреформы», начатой еще Ульяной Супрун (не к ночи помянутой), которая изменяет формат финансирования медицинских учреждений. Оно сокращается до 60% от объемов 2018 года, а взамен урезанных 40% государство обещает платить больницам за каждый конкретный случай лечения пациента. Тарифы этих проплат уже опубликованы: от 4,563 гривен за простую хирургическую операцию до 16 тысяч за лечение инфаркта и 26-98 тысяч за спасение новорожденных.
Многих украинцев эти «расценки» ввергли в шок, однако дело обстоит намного хуже, чем они себе представляют! Потому что это не стоимость медицинских услуг, установленная Минздравом, это лишь суммы выплат за те или иные операции, лечение, обследование и т.д., которые обещает выделить государство. То есть если у человека случился инфаркт, он попал в больницу, его там «откачали» и он выписался – то из бюджета в эту больницу поступит до 16 тысяч гривен. Звучит вроде бы неплохо, да: это не мы будем платить эти деньги, это заплатят за нас. Однако давайте теперь посмотрим, что стоит за словом «но».
Во-первых, в больницах подобные услуги стоят намного дороже. Причем, до сих пор брать за них плату было незаконно, но её всё равно брали, и немалую. С 1 апреля аппетит врачей лишь усилится – ведь начнется переход на официально «хозрасчетную» медицину. Во-вторых, эти бюджетные средства оплачивают только оказание услуги – но не покрывают стоимость медикаментов, использование специального оборудования (его ушлые врачи-бизнесмены оформляют отдельно). Уже сегодня сутки в реанимации стоят 2-3 тысячи гривен только за «полежать», а вместе с лекарствами лечение инфаркта обойдется от 50 тысяч гривен. Ну да, 16 тысяч даст государство – а остальное больной должен доплатить из собственного кармана!
А если денег нет? Тогда врачи просто не обратят на вас никакого внимания, даже если вы будете умирать. И примеров такого вопиющего безразличия врачей с каждым днем всё больше! Помните, как летом в столичной поликлинике на Гарматной в очереди к семейному врачу умерла женщина, которую просто накрыли простыней? Вот свежий пример: в еще одной киевской поликлинике персонал отказался помочь мужчине, который пришел на прием и потерял сознание. В регистратуре ему… вызвали «скорую»! Причем, станция «скорой помощи» находилась в 100 метрах, в соседнем дворе.
Не менее чудовищная история произошла на днях в Житомире. Там в старом «уазике-буханке» на некое обследование везли сразу нескольких пациентов (странное дело), причем одного положили просто на пол! Мужчине стало плохо, он потерял сознание, а тут «скорая» заглохла. Рядом находилась больница, но там больному… отказали в помощи – мол, он тут «не приписан»! И пока через 2,5 часа приехала медицинская помощь с другого района, человек умер. Виновные в этом врачи даже не поморщились!
Впрочем, а чему мы удивляемся. Времена, старорежимных докторов в круглых очках, заботливо осматривавших пациентов, называя их «голубчики», давным-давно прошли. Может быть, они были лишь воображением наших дедушек и бабушек? И всё же ранее у врачей была не только какая-то ответственность, заставлявшая их относиться к пациентам более внимательно, даже если те не могли их «отблагодарить». Ну и, конечно же, раньше не было «чужих» пациентов.
Мы не знаем, чем достигалась такая ответственность: то ли совестью, то ли суровым надзором и наказанием нерадивых медиков, но мы знаем, что она была – а сейчас её нет! Наказать даже рядового доктора в Украине довольно проблематично, его будут защищать по принципу корпоративно солидарности, а уж привлечь к ответственности главврача или начальника здравотдела вообще нереально – у них масса связей в местной власти, в прокураторе и в судах! Единственное, что можно с ними сделать, это снять с должности. Однако такие решения принимаются только на самом верху, и мнение низов при этом совершенно не учитывается. И это является первой главной проблемой украинский медицины.
Вторая проблема – это низкая квалификация кадров, начиная от провинциальных семейных врачей и заканчивая чиновниками Минздрава. Конечно, нельзя сказать, что все наши врачи - бездари, однако процент таких весьма критичен. Подавляющее же большинство врачей просто работают по шаблонам. Это не страшно, если речь идет о лечении: доктор просто выписывает стандартное лекарство или делает типичную операцию. Но вначале необходимо поставить правильный диагноз, а вот тут уже шаблонный метод дает сбой через раз. То терапевт путает ОРЗ с гриппом, то кардиолог не может понять причину гипертонии, то онколог назначает вырезать то, что вообще не является раком. В некоторых случаях вообще может разобраться только доктор Хаус – да только где ж его взять в украинской поликлинике!
Неправильный диагноз – неверное лечение, а значит, выздоровления не будет. Но шаблонный метод позволяет врачам избежать ответственности даже в США, где врачей засудят за любую оплошность. Доктор делал все по инструкциям, в соответствии со справочниками и учебниками – и он уже юридически и не виноват вовсе!
Так вот, инициированная еще Квиташвили и запущенная Супрун, украинская «медреформа» не решает ни одну из этих проблем. Вместо этого, изменяя организацию и форму финансирования здравоохранения, под предлогом оптимизации и борьбы с коррупцией, она лишь создает новые. Нынешний хаос, созданный введением системы «семенных врачей», это еще только небольшая нервотрепка. А вот когда уже скоро больницы начнут выставлять пациентам четырех и пятизначные счета за лечение, вот тут начнется плач и скрежет зубов! Но беда ведь не только в том, что население самой нищей страны Европы может заплатить за своей лечение только тогда, когда продаст своё имущество. Беда еще и в том, что даже деньги не сделают отечественных врачей более компетентными и ответственными.
Зато из-за запланированной «оптимизации» уже с 1 апреля ожидается массовое сокращение «неприбыльных» отделений. Денег на их содержание будет меньше, а тарифы на отопление и воду регулярно растут. Первыми под нож пойдут диспансеры и инфекционные отделения: больные в них лечатся долго, а прибыли с душевнобольных или туберкулезников никакой. О том, что их просто выгонят на улицу, уже говорят сами врачи. Впрочем, в своё время Ульяна Супрун утверждала, что туберкулез необязательно лечить в стационаре (да, пусть болеют дома и заражают соседей). Ну а что делать с «психами», ведь не всех их них смогут устроиться нардепами и «активистами»?
И теперь представьте, что на фоне этого организационного бардака, нехватки средств, массового закрытия инфекционных отделений и полного «пофигизма» врачей, в Украине начнется распространение коронавируса. Когда число заболевших превысит тысячу, их уже некуда будет размещать. Минздрав будет долго и растерянно чухать темечки, «консультируясь с западными партнерами», упуская драгоценное время – пока болезнь не поразит все областные центры. Начальники здравотделов сбегут за границу, врачи будут бояться выходить на работу. Смертность превысит 50%, потому что специального оборудования (реанимационных с кислородом) на всех не хватит. Украина окажется во внешнем карантине – соседи перекроют границы, не пропуская к себе толпы беженцев. Правительство будет обвинять во всем кризис и Путина…
Однако если коронавирус, молитвами украинцев, пройдет мимо нас, это ещё не значит, что угроза миновала. Кого не убьет пневмония, тот помрет от других болезней, ежегодно косящих украинцев сотнями тысяч: рака, инфарктов, инсультов, туберкулеза, диабета и пр. Которые можно было бы вылечить, будь в Украине настоящая медицина, а не её имитация.