«В их стране все время снег и лед.
Они не знают наших весен!»
Цитата из фильма «Следопыт»
Они не знают наших весен!»
Цитата из фильма «Следопыт»
Одетые в чудовищные шлемы, со звериными лицами профессиональных убийц, с оскалом Ганнибала Лектора, они кромсали побережье столько, сколько могли. Зачем они пришли из-за моря, из-за океана? Они пришли не для того, чтобы завоевывать. Они пришли, чтобы убивать. Убить всех и вернуться домой, в свою страну вечных льдов и морозов.
Потом возвратиться и убить тех, кто спрятался, кто сумел убежать и по собственной глупости подумал, что викинги забывают о своем долге. Нет, викинги ни о чем не забывают. Если нужно, они вернутся в Америку и убьют всех, кто выжил. Ни одного живого индейца морякам Колумба и будущим христианским миссионерам! Вырезать всех до единого!..
***
Нет, это не кошмарный сон автора. Это краткое содержание голливудского блокбастера «Следопыт». Он недавно шел в ведущих кинотеатрах Украины. То ли показывать отечественным прокатчикам совсем нечего, то ли американцам снимать нечего, но невразумительное зрелище «Следопыта» не могло оставить равнодушным.
Известно, что американский и отчасти европейский кинематограф очень пренебрежительно относится к проблеме исторического соответствия. Тарас Бульба с фигурой культуриста, советские офицеры с петлицами и погонами одновременно, Дзержинский со Звездой Героя Советского Союза, узники ГУЛАГа с шарфиками на шее, Омар Шариф в роли доктора Живаго.
Этот список ерунды можно продолжать до бесконечности. Понятно, что так, как снимали в СССР «Войну и мир», американцы ничего снимать не будут. У них нет на это времени, хотя деньги есть. Они просто уходят на поддержание высокого уровня жизни продюсеров и режиссеров, актеров и операторов.
Зачем викингам везти в открытую ими в девятом веке Америку (единственный исторический факт из всего фильма) иголку с ниткой? Как они могли привезти на хрупких ладьях, да еще и через весь океан, табуны лошадей для погони на побережье и груды металлического оружия и снаряжения?
Если бы викинги так выглядели, как они показаны в фильме, они бы вряд ли смогли понравиться на Руси, призвавшей их к правлению примерно в то же время. Впрочем, все эти вопросы звучат риторически. И все-таки очень хочется узнать, каким будет рейтинг этого фильма в скандинавских странах?
Художественная сторона картины – тема для отдельной статьи, но мы дальше поговорим о стороне, как бы это сказать, политической. Кино ведь не только развлекает. Оно еще и воспитывает. Воспитывает, даже если его создатели не вкладывают в него социально-воспитательную нагрузку.
Если такими фильмами кормить американских школьников, то они точно ринутся в крестовый поход на викингов в Иране, или на исламистов в Исландии, или на террористов в Мексике. Это же получается добро против зла. Внешняя политика против политики внутренней.
Неужели на таких фильмах воспитывался президент Буш с его примитивным пониманием мировых реалий? Не эти ли фильмы смотрел в детстве Дональд Рамсфельд с его амбициями интеллектуального Наполеона?
А потом все удивляются, почему американцы во внешней политике предпочитают язык воздушных бомбардировок. Дело в том, что для них это важно как процесс. Как получение удовольствия от работы с объектами.
Собственно, что еще можно делать, насмотревшись таких фильмов? Брать в руки автомат и идти обстреливать норвежское посольство. Надо же отомстить подонкам за поруганные индейские поселки!
Кстати, потрясло новое видение американцами политкорректности. Индейцы (уничтоженные ими же самими, а отнюдь не мифическими викингами) – хорошие, а скандинавы (с которыми в родственных отношениях весомая часть американского населения) – плохие. Но об этой коллизии режиссер, наверное, не успел подумать. Викинги помешали.