...достигнув «властного Олимпа»? Наверное, в тотальной безнаказанности за любые деяния, будь то коррупция или превышение служебных полномочий. «Небожители», которых периодически свергают вниз по карьерной лестнице, через какое-то время опять появляются на хлебных должностях, прочувствовав, куда дует политический ветер. И принимаются за старое с утроенной энергией. Один из таких топ-менеджеров говаривал в узком кругу «Мне нужно для работы во главе министерства три дня, первый – чтобы занять кабинет и сказать директорам предприятий отрасли когда у меня День Рождения, второй – чтобы отпраздновать День рождения, третий – чтобы вывезти подарки». Внимательный читатель сразу начнет примерять столь эффектную характеристику к нынешним украинским богочиновникам в попытках определить автора этого коррупционного афоризма. Не будем тратить ваше время и назовем его сами. Итак, глава Минуглепрома Сергей Борисович Тулуб, о котором в последнее время частенько вспоминают в связи с подозрительными событиями вокруг «угольных генералов» объединения «Селидовуголь».
Путь Тулуба на «властный Олимп» был крайне извилистым. Впервые главой Минуглепрома он стал еще в 1998 году благодаря содействию старого товарища по работе в Харцизском ГК КПУ, в то время министра Кабинета министров А. Толстоухова. На тот момент Тулуб считался человеком корпорации ИСД, и не удивительно, что пришествие Сергея Борисовича ознаменовалось практически полным переходом под контроль «Индустриального союза Донбасса» угольных объединений региона.
Через год, в 1999 году, Сергей Тулуб стал министром топлива и энергетики в правительстве Ющенко, откуда вскоре вылетел, а в 2002 году, после двух лет работы в СНБО заместителем секретаря, стал президентом ГП НАЭК «Энергоатом», а начиная с 2004 года еще и совместил этот пост с креслом главы Минтопэнерго. Вот на этом периоде жизни чиновника «трехдневного цикла управления» остановимся подробнее, потому что желанием забрать на третий день подарки его руководство энергетической отраслью не ограничилось.
«Боги-олимпийцы» и проблемы черни
Анализ событий того периода свидетельствует о том, что еще работая Министром топлива и энергетики при Кучме, Тулуб проводил подготовку отрасли к поэтапной приватизации, делая акцент на атомной энергетике, которая производила более 53 процентов самой дешевой электроэнергии в Украине.
Несмотря на то, что электроэнергетика специфическая отрасль ввиду невозможности быстро украсть ее основной продукт и большой балансовой и рыночной стоимости энергогенерирующих объектов и ЛЭП, Тулуб и команда все же приняли решение о ее «прихватизации» по любимому сценарию. То есть за минимальные деньги, а еще лучше бесплатно. Но для этого необходимо было подготовиться и выполнить ряд действий, а именно - провести реорганизацию отрасли, кадровую чистку и расстановку своих людей на всех финансовых потоках в отрасли.
Сергей Борисович, вступив на должность президента ГП НАЭК «Энергоатом», первым делом занялся «воспитанием» руководителей атомной отрасли и контролем финансов. На первых порах НАЭК был очищен от слишком самостоятельных менеджеров, в чем отличным подспорьем стало то, что Тулуб, как уже упоминалось, с 2002 года совмещал свою должность с работой в СНБОУ. Используя аппарат Совета Безопасности, он организовал сбор компромата на руководящий и технический состав атомных станций и НАЭК. В течение года отрасль «легла» под нашего героя: «нужные» специалисты были запуганы, остальные уволены.
Дальше – больше. Для того чтобы исключить в будущем какие-либо претензии со стороны атомщиков, в том числе и на право собственности в процессе приватизации, была проведена реорганизация отрасли с разделением атомных станций на отдельные обособленные предприятия. Таким образом, были отделены люди, непосредственно занятые эксплуатацией АЭС, от остального персонала, выполняющего вспомогательные функции на атомных станциях (ремонт, автотранспорт, склады). Разумеется, что в дальнейшем, при приватизации атомных станций, это могло бы худшим образом повлиять на обеспечение людей работой и их социальную защищенность в зависимости от специальности и важности для атомной отрасли их профессии. Но какое дело «богам-олимпийцам» до проблем черни?
В дальнейшем планировалось за счет народных (а именно, надбавки в тарифе) и государственных денег произвести достройку АЭС и ЛЭП, а также провести их техническую модернизацию и реконструкцию.
Целью «прихватизаторов» было накопление денежных средств на счетах своих фирм для будущего выкупа объектов атомной энергетики. Была разработана целая система прикрытия, получения и накопления. В частности, Тулуб создал отдельное предприятие «Атомкомплект», где были поставлены «свои» люди. Через них проводилась работа с поставщиками по увеличению стоимости закупаемого оборудования и получение от этих поставщиков откатов. Иногда откаты достигали сотни процентов от заводской стоимости закупаемого оборудования. Естественно, львиная доля всех «откатных» уходила инициатору схемы. Неплохой «халтурой» к скромному заработку президента НАЭК было также получение разницы между оплаченной и фактической стоимостью строительно-монтажных работ.
Кроме того, «Тулуб и Ко» через свои банки и фирмы занялись активной скупкой облигаций НАЭК, выпущенных на сумму 500 млн. гривен (с нарушением действующего законодательства) «Энергоатомом» в 2003-2004 годах – с погашением в 2006 году. Одним из направлений наращивания «денежной мускулатуры» была концентрация в банках и бизнес-структурах России векселей «Энергоатома», выпущенных ранее на многомиллионные суммы.
Под чутким присмотром Сергея Борисовича, для аккумуляции денежных средств использовалась схема коллективного прикрытия, в частности, подписание завышенных стоимостей оборудования, материалов и работ членами тендерной комиссии НАЭК и членами комиссии НКРЭ. Крайнего «среди многих» найти было бы очень сложно.
Отсутствие в составе НКРЭ технических специалистов-атомщиков вынуждало НКРЭ подписывать закупки оборудования и услуг, полностью доверяясь техническим заключениям специалистов НАЭК «Энергоатом» и АЭС.
Само собой, что большинство специалистов «Энергоатома», АЭС и НКРЭ знали, что вышестоящее начальство использует их в качестве «пушечного мяса», но были вынуждены молчать из страха потерять работу.
С конца 2003 года «Энергоатом» искусственно вели под банкротство. Это позволяло заинтересованным в будущей приватизации структурам производить скупку долгов АЭС и НАЭК, перед поставщиками оборудования материалом и услуг. К тому же искусственное банкротство давало возможность не платить налог на прибыль и максимально завышать стоимость закупок материалов и услуг.
Согласно выполняемой схеме, люди Тулуба пытались наладить деловые отношения с поставщиками топлива для АЭС (ТВЭЛов) и потребителями электроэнергии за пределами Украины. В будущем это должно было оказать существенную помощь «Энергоатому» в закупках топлива и реализации электроэнергии по приемлемым ценам.
Предварительно отработать схему поставок и расчетов удалось с помощью заключенного в ноябре 2004 года договора на поставку электроэнергии в Россию. Договор был заключен через ООО «Транснефтьсервис-С», что давало повод думать о дальнейшей перепродаже этой электроэнергии в другие страны, включая Европу, но уже по гораздо более высоким ценам.
Используя неограниченные властные ресурсы в стране и лояльный парламент, командой Тулуба планировалось осуществить приватизацию высоколиквидных энергогенерирующих обектов - атомных станций и линий электропередач 330 и 750 кВт. Именно для этой цели Тулубу было разрешено незаконное совмещение постов главы Минтопэнерго и президента НАЭК «Энергоатом». И это притом, что Сергей Борисович так и не был аттестован на право руководить атомной энергетикой, что является грубым нарушением норм украинского законодательства!
Небожители и стратегические задачи
Выполняя столь серьезные «стратегические задачи», о которых рассказано выше, Сергей Тулуб не чурался и более мелких проделок. К примеру, финансировал из государственного кармана строительство объектов, которые не принадлежат НАЭК «Энергоатом», в чем ему немало помог директор подразделения «Аварийно-технический центр» ГП НАЭК Энергоатом В. Логинов.
И тут на арену выходят члены семьи «небожителя» - жена Галина Олеговна и сын Борис Сергеевич, которые становятся учредителями ООО с приличествующим их статусу названием «Зевс». Как-то Тулуб задумал построить за счет «Энергоатома» в Переяслав-Хмельницком районе Киевской области оздоровительный комплекс «Козинские горбы» площадью 19,9 га. Для этого 13 января 2004 года года было заключено соглашение между предприятием «Аварийно-технический центр» ГП НАЭК «Энергоатом» и ООО «Зевс», учредителями которого на момент заключения договоров и подписания документов как раз и были зарегистрированы жена и сын Сергея Тулуба. Участок был по-честному поделен между НАЭК и «Зевс» - по 9,95 га каждому. Согласно плану застройки, на территории, отданной НАЭК, собирались построить жилые и хозяйственные строения, а на территории «Зевса» – развлекательно-оздоровительный центр, кафе, аквапарк, теннисные корты и прочие блага цивилизации. По документам, строительство должен был профинансировать НАЭК, а «Зевс» обязался потом вернуть 50 процентов суммы. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять – на самом деле никто компенсации так и не дождался. Кстати, такую схему финансирования, если верить протоколу, предложил сам Сергей Тулуб (16.12.2003 г. п. 11. стор 4.). То, что подрядчики были отобраны без тендера на фоне всего остального - уже мелочи. На строительство было выделено 10 млн. 600 тыс. бюджетных гривен, из которых половину должна была вернуть семейка из «Зевса», а именно – за строительно-монтажные работы – 3 млн. 460 тыс. грн., проектные работы – 1 млн. 350 тыс., другие затраты – 305 тыс. грн.
В дальнейшем руководство НАЭК не только не принимало меры чтобы вернуть у «Зевса» сумму, но и пыталось оградить его от проверок, что, впрочем, и неудивительно. При этом ООО «Зевс» регулярно отчитывался перед ГНИ Шевченковского района Киева об отсутствии финансово-хозяйственной деятельности. Но и это еще не все. Чтобы минимизировать потери по причине нефинансирования ООО «Зевс» своей части, НАЭК получает кредит (!) на сумму 4 млн. гривен в одном из банков Киева и погашает (!) задолженность семейной фирмочки Тулуба. Таким образом, на данный момент прямые убытки НАЭК составляют 1 млн. 250 тыс. гривен без учета вышеупомянутых кредитных средств.
В конце 2006 года этот эпатажный случай воровства проверяла СБУ и КРУ, и по результатам проверки в январе материалы даже были направлены в Генпрокуратуру для возбуждения уголовного дела. А это значит, что материалы похоронят, потому что сами же работники среднего звена Генеральной прокуратуры называют своё ведомство Генеральным похоронным бюро уголовных дел. Интересно, что во время проверки жена и сын Сергея Тулуба вышли из состава учредителей, и единовластным хозяином фирмы стал некий Алдакимов Геннадий Дмитриевич. Как говорится, и «концы в воду»…
Сергей Борисович уверен в своей безнаказанности, потому что он Герой. Да-да! Официальный Герой Украины. Теперь понятно, за что у нас дают Героев. И для чего. Для того, чтобы не судили. То есть это круче, чем «вор в законе». Потому что их (воров) и то, бывает, раскороновывают, а таких «героев», как Тулуб, не судят. Никогда.
02.07.2007 09:00