Болотные реалии украинского шоу-бизнеса
23.07.2007 15:25
По моему глубокому убеждению, клиент давно почил, и могила его где-то в середине восьмидесятых годов прошлого века. Принесите цветы на могилку, почтите память покойного…

…Мы потеряли пациента тогда, когда начали с удовольствием кушать на скорую руку слепленный продукт, именуемый «искусством». Бизнес-продукт в чистом виде. И ничего плохого в том, что это бизнес, нет, в общем-то. Но. Я уважаю бизнес пекаря. Однако недопеченный пирожок я есть не стану. Почему же в меня чуть ли не силком вталкивают бракованные пирожки наподобие группы «СМС» или «Не ангелы»?

Имея деньги, можно «сделать» звезду из кого угодно. До смешного доходит. Все эти поющие Лихуты и Гордоны, «злокохучий мэн» Антон Мухарский, барышни-однодневки, чьи-то жены, чьи-то любовницы. И было бы нормальным, если бы две категории «шоу-бизнеса» (одна – качественный продукт, вторая – низкопробный ширпотреб) шли бы рядом, не соприкасаясь или, по крайней мере, не влияя друг на друга. Одна категория – это талантливые люди, умеющие петь. Вторая – люди с деньгами, петь не умеющие, но с деревяноголовой упертостью дающие концерты и добивающиеся в итоге чего-нибудь. В виде прибыли или славы в сельской местности. Но нет же! По-настоящему талантливые исполнители перебиваются случайными концертами, а безголосые клоуноподобные денежные мешки дают сольники. Один «поющий ректор» чего стоит! Но он заслуживает отдельной части моего повествования…

У нас еще одна сила влияет на развитие бизнеса, именуемого «музыкой». Это – политика. Нет, пожалуй, ни одной страны, включая страны, тесно соприкасающиеся с нами границами, где политика и пристрастия верхушки властной элиты так сильно влияли бы на развитие творческих процессов и «популяризацию» некоторых исполнителей. Понравились Майдану «Гринджолы» - поехали на Евровидение и, что закономерно, успешно там опозорились. Понравился президенту Гришко – будем считать его «лучшим голосом Украины». На волне каких-нибудь политических процессов у нас обязательно появляется исполнитель. Насколько испортила власть и нынешняя принадлежность к этой власти народного депутата Руслану Лыжичко? Навсегда застопорившаяся в «шыги-рыги-дане», она уже не радует своих поклонников новыми песнями. Но муж ее продолжает, как и в старые добрые времена, организовывать студентов ПТУ, чтобы те выкрикивали на концертах «Руслана!». Сколько нелепых ситуаций было, когда студенты, не разобравшись что к чему, скандировали имя певицы, хотя на сцене были другие исполнители. Иногда – мужского пола. Вот выступает какой-нибудь Вася Пупкин, а ему – «Браво! Руслана!». Все песни на одно лицо. Это напоминает мне суперпопулярного в свое время африканского певца Африка Симона. У того тоже одна «Кукарела» растянулась на десятилетия…

Ну, теперь займемся «мэтрами». Скажите, кто из вас слышал фамилию Поплавский? Все слышали, верно? И «творчество» его смогли оценить по заслугам. А теперь скажите, кто слышал другое имя – Николай Яцкив? Не припоминаете? А если я скажу вам, что это очень талантливый паренек, выросший в гуцульском селе. Настоящий самородок с поразительным голосом. И петь бы ему в селе своем, если бы не заметил его заслуженный артист Украины Богдан Сташков и не привез бы в столицу. И поступил Яцкив в Киевский Национальный Университет Культуры и Искусств, более известный у нас почему-то как «университет Поплавского». И отучился паренек там четыре курса на факультете вокала, и… ни разу не был на сцене! Парадокс? Отнюдь. Для вышеупомянутого вуза такие вещи уже давно не являются парадоксальными. На съемках известной программы «Наша пісня» студент сидел, вместе со всеми остальными студентами, в зале и, если ему нужно было выйти в туалет, должен был спросить разрешения. «Чтобы не вышло чего!», по всей видимости. А кто пел на сцене? А те, кому «надо» петь. Те, кто «полезен», те, кто может заплатить…

У нашего государства нет программы работы с молодыми исполнителями. Нет ее, этой программы. Есть болото, именуемое «украинским шоу-бизнесом». Есть лягушки, живущие в этом болоте давным-давно и не желающие, чтобы в их среду обитания вливались ручейки свежих сил, новых имен. Залетают стрекозы-однодневки иногда. Но они лягушек не интересуют. Ведь стоит языком щелкнуть - и нет стрекозы. И на болоте этом деньги правят бал. Ни молодость, ни талант не могут разбавить застоя. Есть Тина Кароль, талантливая молодая исполнительница. Есть ее продюсер. Закончатся деньги у продюсера – и не будет Тины Кароль. Судя по «случайно попавшему в Интернет клипу полуголой Кароль», дела у нее идут не слишком хорошо. Такой пиар на детском уровне от хорошей жизни не запускают.

Есть Эльзара Баталова, «крымская жемчужина», и нет у нее продюсера. Потому не видим мы на большой эстраде эту, безусловно, очень талантливую девушку. Есть тот же Богдан Сташков, который начинал с Яремчуком и Ротару, с Зинкевичем и Поповичем. Который на свои кровные деньги организовывает программы для детей-инвалидов, который устраивает концерты для тех, кто поет, но у кого нет денег, который пробивает программы на телевидении. И ему, самодостаточному, обеспеченному бизнесмену это надо, а министрам, ответственным за работу с молодыми талантами, не надо? Кстати, 15 сентября во дворце «Украина» пройдет сольный концерт Сташкова, приуроченный к его 50-летию. И за то, чтобы провести этот концерт, заслуженный артист Украины заплатит по кошторесу более 370 тысяч гривен. На мой взгляд, если уж государство дает артисту звание «заслуженный» (не путать с «народными артистами», получившими это звание в последние часы правления предыдущего президента, решившего таким образом насолить Майдану), значит, он заслужил. И раз в жизни, на пятидесятилетний юбилей, этот артист мог бы выступить, не раскошеливаясь на такую сумму…

Есть несколько человек, радующих, несмотря на длительное пребывание в болоте украинского шоу-бизнеса. Это Билык, выдавшая недавно ослепительно хороший сольник в «Украине», это Данилко со своею неиссякающей энергией, это София Ротару, наконец. Однако бытует мнение, что Ротару сохранила себя потому лишь, что выступает в России, как и Данилко, впрочем. Что еще есть? «Червона рута», фестиваль, зашедший в тупик? Консерватория в самом центре Киева с облупленными стенами? Филармония в Ивано-Франковске, имеющая вид сельского клуба? Кстати, именно в этом убогом здании проходил концерт для двух президентов - Грузии и Украины. И работники консерватории приносили из дома шторы для того, чтобы хоть как-то скрыть трубы, идущие вдоль стен, и воду, капающую с этих труб. Поговаривают, что Саакашвили после «концерта» сказал нечто не очень цензурное по поводу потраченного зря времени…

Нас позорят, затирая талантливых людей и выставляя на всеобщее обозрение клоунов с мешками денег или бабочек-однодневок. Нам настойчиво пытаются впихнуть просроченный, низкопробный продукт под названием «Караоке на Майдане», где тоже все куплено и продано. И после этого нам рассказывают об украинском шоу-бизнесе и эстраде. Возможно, стоит говорить о вышеупомянутом шоу-бизнесе и эстраде хорошо потому лишь, что о покойных или – так, или – никак. Я решил сказать так. Ибо надоели уже славословия в адрес «мэтров», и надоело упоминание самого этого термина, к болоту нашему неприменимого термина – «украинский шоу-бизнес»…