Прорвемся, Петр Алексеевич?
22.03.2006 10:16
…любимые, высокооплачиваемые. Например, Том Круз, Брэд Питт или хотя бы Гоша Куценко. Во-вторых, съемочная группа – режиссеры, сценаристы, операторы, продюсеры – профессионалы высокого класса, на работе которых заведомо стоит «знак качества». В-третьих, спецэффекты – в последние годы их наличие в фильме стало весьма востребованным. И наконец, бюджет. Поскольку из приведенных условий логично вытекает соответствующая сумма.

С появлением фильма «Прорвемся» можно смело вводить новый термин – «украинский блокбастер» как определение полной противоположности блокбастера традиционного. Неизвестные актеры, неопытная съемочная группа, рекламная кампания и продвижение фильма – вопреки законам кинобизнеса, да и бюджет – средненький. А что уж говорить о сюжете!

История первого украинского «блокбастера» началась в 2005 году. Вскоре после окончания «оранжевой революции» владельцы «5 канала» задались амбициозной целью – выйти на большой экран. Видимо, политтехнологи рассказали, что есть у нас такая аудитория, которая телевизору предпочитает кинотеатры. Соответственно, ежеминутные политические призывы с телеэкрана на нее никак не действуют, а повлиять может только качественный полнометражный фильм, желательно «по голливудским стандартам».

Идея была хороша, а вот направление изначально взяли неправильное. Стали снимать «народное кино». Для чего создали специальный интерактивный проект «ПРЕ». Таким образом решили написать «народный сценарий», подыскать «народных актеров», выбрать «народное название» и собрать «народный бюджет».

При этом создатели фильма забыли, что в нашем обществе со словом «народный» связаны далеко не лучшие качественные ассоциации. «Народное место», «народный автомобиль»…
В общем, представьте, что Билл Гейтс объявит конкурс на «народный Windows». Наверняка это было бы последней его затеей.

А так… Получайте сценарий, который «склеили» из пожеланий, присланных участниками проекта. Трое друзей, между которыми нет ровным счетом ничего общего, спасают младшего брата одного из них, который украл у плохого дяди крупную сумму. При этом плохой дядя оказывается едва ли не современным Франкенштейном, с собственной лабораторией, в которой проводит загадочные опыты. И все это на фоне выборов, которым отведена треть экранного времени. И все это на фоне флагов. И все это в сопровождении голоса диктора за кадром (это в блокбастере-то?!).

В общем, нить сюжета теряется на пятой минуте фильма, который длится полтора часа. Затем остается просто недоумевать… или наблюдать. Жуткий винегрет из абсолютно несовместимых сценок скорее похож на арт-хаусную псевдо-документалистику, но уж никак не на блокбастер.

Дальше – больше. Из всех фамилий актеров в титрах только Александр Вертинский – узнаваемая персона. Что он делал среди толпы непрофессиональной молодежи – сказать трудно. Наиболее вероятный вариант – честно зарабатывал деньги. И правильно делал. Тем более что деньги в фильме были (к счастью) не народные.

Спонсор картины совершенно очевиден – «Хортица» здесь то же самое, что «Старый мельник» в «Дневном дозоре». Имя Петра Порошенко, которому высказывают «особую благодарность», в титрах, видимо, тоже стоит не зря. Вот только чьи деньги вкладывал он – навсегда останется загадкой.

Что касается рекламы, то ее было много. И в то же время должного впечатления она не произвела. Подкачал постер, да и название слабо воодушевляло пойти на фильм. Дату начала - за две недели до выборов – выбирали люди, и близко не знакомые с кинопрокатом, зато наверняка собаку съевшие в политике.

Именно поэтому много людей было только на премьере. Приглашенных было столько, что в залах не хватало мест и многие так и остались стоять. Стоил ли фильм этого? Большинство зрителей так и не смогли ответить на этот вопрос.

В тех же немногочисленных кинотеатрах, где фильм все же стартовал, его ждали полупустые залы.

Будем надеяться, что украинский кинематограф все же переживет своих политиков. И когда-нибудь мы все же сможем увидеть отечественный «блокбастер». Но для этого нужно как минимум понять, что политике не место в кинотеатрах.