Детство Терминатора
20.08.2007 08:00
...с детьми, пели, писали стихи и чинили игрушки.

Столь разительное отличие сюжетов американского и советского кинематографа во многом определялось не столько цензурой, сколько духом времени. Подростки Штатов мечтали сражаться со злом, даже воплощенным в металле и сервоприводах.

Советские пионеры больше грезили о путешествиях (в том числе в космос) и «технологическом коммунизме», когда всю работу за людей будут выполнять машины. Поэтому в книгах и фильмах времен нашего детства роботы были не врагами, а добрыми помощниками людей.

Искусственный интеллект не вызывал боязни - авторы и читатели задавались вопросом не о том, будет ли он подчинять себе человечество, а о том, смогут ли роботы, как люди, любить, грустить, радоваться.

В конце 50-х - начале 60-х годов XX века советские дети начали учиться по более насыщенным современнейшей наукой программам. Триумфальный полет Гагарина проложил путь в космос. Слово «кибернетика» вышло из опалы и стало известно даже домохозяйкам. На страницах газет спорили о судьбах лирики в технический век. Возник огромнейший интерес к научной фантастике - вчерашние выходцы из глухих сел взахлеб читали о космических парусах и хрономобилях.

Вот тут-то и была написана повесть «Электроник - мальчик из чемодана».

Этот образ возник у молодого писателя Евгения Велтистова совершенно случайно. Однажды он собрался в отпуск, к морю. Уложил чемодан, но по ошибке взял с собой совершенно другой - набитый книгами. Ошибку писатель заметил уже в поезде, когда собрался отобедать в купе.

А пока он нес его к поезду, то удивлялся: какой тяжелый, словно кирпичами набитый! Чтобы нести было легче, веселей, стал фантазировать: может, в чемодане кто-то есть? Тяжелый, как металлический робот. Но не слишком большой, а то не поместится. Робот-карлик? Нет, это цирк какой-то.... А что если робот-мальчик?

Оставшись без плавок и ластов, Велтистов весь отпуск провел в чтении книг, которыми был набит его чемодан. А заодно размышлял о своей новой идее - роботе школьного возраста. И вот в 1964 году он, наконец, создал свою повесть про Электроника.

Книга сразу стала бестселлером среди детей и взрослых. После выхода первой части трилогии возникли пионерские клубы «Электроник», объединившие юных энтузиастов физики, информатики и других наук. Дети стали рисовать и конструировать собственных роботов. Некоторые пробовали писать собственные повести про Электроника.

Когда в 1979 году на телеэкран вышел трехсерийный фильм «Приключения Электроника», снятый режиссером Константином Бромбергом, повесть пережила второе триумфальное рождение. В библиотеках выстроились длинные очереди за «Электроником». Книгу выдавали всего на два дня. Успех превзошел все ожидания. В редакцию «Пионерской правды», на телевидение, на имя автора пришло около 80 тысяч писем от читателей и зрителей, а потом их и вовсе перестали считать.

Фильм снимали 8 месяцев. Одесская киностудия начала с того, что объявила всесоюзный розыск двух мальчиков-близнецов. Поскольку со спецэффектами тогда было туго, то будущие главные герои должны были уметь буквально все. Начиная с игры на гитаре и заканчивая вождением мопеда.

Искали везде: в самой Одессе, в Киеве, по республикам и областям СССР. И, наконец, нашли - в московской школе N23 учились братья Владимир и Юрий Торсуевы, которые и пели, и плясали, и играли на гитаре, и гоняли на мопеде. Это была 386-я пара близнецов, проходившая кастинг.

За работу в фильме братья получали 120 рублей в месяц. Эти деньги они тратили на еду, вещи, аттракционы и... сигареты. Но деньги отнюдь не компенсировали им потерю пышной шевелюры. Дело в том, что их волосы в течение съемок постоянно красили, причем такими суровыми советскими средствами, что братья с тех пор начали быстро лысеть и сейчас прической походят на молодого Ленина.


Братья Торсуевы сегодня


Сыграв в фильме главных героев, они надолго стали недоступной мечтой для многих девчонок. Володя и Юра имели такую популярность, что ежедневно получали до сорока писем. А родителям регулярно приходилось менять номер домашнего телефона.

После школы братья Торсуевы поступили в Полиграфический институт (их папа был в то время директором издательства «Прогресс», теперь он директор Всесоюзной книжной палаты). Но учиться там мальчики не стали - с приговором «за аморальное поведение» оба были отчислены с первого курса. Снялись в фильме «Незнайка с нашего двора» и ушли в армию - водителями. После армии у них были попытки получить высшее образование, но они не увенчались успехом. Оба занимались бизнесом - торгуют продуктами, открыли собственный ночной клуб «Апропо».

Сейчас Владимир Торсуев (Электроник) работает в администрации Красноярского края советником заместителя губернатора по таможенным вопросам. А Юрий Торсуев (Сыроежкин) работает в компании, которая занимается торговлей автомобилями.

В прошлом году было объявлено, что режиссер Константин Бромберг собирается начать съемки тридцатисерийного (!) сериала о продолжения приключений Электроника. Причем не в Москве, а в... США. По его словам, американский зритель был в полном экстазе от советского фильма про доброго интеллигентного мальчика-робота, который ничего не ломал и никого не убивал, и не был таким заикающимся олигофреном, как 3-РО из «Звездных войн».

Однако обещанный проект, к сожалению, так и не был начат...

Афоризмы из кинофильма:

*Хочешь быть человеком? Будь им!

*У меня есть одно желание, но к вам оно не имеет никакого отношения.

*Шагай, навстречу славе.

*Тебе, Кукушкина, спортом заниматься надо. Ты это учти.

*Что я теперь скажу шефу?

*У меня тоже голос! Я тоже хочу петь!

*Не верю талантам!

*И всё же, где же у него кнопка...