…достоверных запасов нефти или 140-150 млрд. доказанных (их еще надо разведать). При ежегодной добыче около 3,5 млрд. тонн нефти черпать еще 40-50 лет. Цена барреля уже превысила историческую величину в $80. На горизонте замаячила бездна окончания «нефтяной цивилизации». Россия предусмотрительно начала столбить Северный полюс…
Трудности переходного возраста
Сможет ли человечество плавно, без кровавых катаклизмов, перейти к постнефтяному развитию на базе возобновляемых источников энергии? На сей счет имеются обоснованные опасения.
В романе-апокалипсисе «Распад» (1998 г.) американского фантаста Брюса Стерлинга есть убийственный эпизод, вскрывающий глубинную суть капитализма. Крутолобый биолог, с искрой божьей на челе, работая по заказу автомобильной корпорации, вместо того, чтобы рационализировать двигатель внутреннего сгорания, изобрел нечто ужасно революционное, повергшее воротил компании в апоплексический ужас. Биолог изготовил «сахарный» генератор электричества, который в корне менял начинку автомобиля, превратив его в электромобиль со сверхдешевым и экологичным двигателем. «…Это делает просто нашу жизнь невозможной! – бьется в припадке гнева глава автомобильной корпорации. – Мы – классическая промышленность, мы работаем с металлом! У нас все схвачено – сырье, топливо, запасные части, дилеры… Мы не можем сообщить в лицо нашим топливным поставщикам, что заменяем их cахарной водой! Поставщики топлива – часть нашего бизнеса! Это будет все равно, что отпиливать собственную ногу!
…Мы не сможем поддерживать промышленность, когда автомобили станут дешевле тележки в универмаге! Что скажут профсоюзы? …Мы не можем перевернуть все это вверх дном из-за того, что кто-то умный соорудил двигатель из кишок! Этот парень угроза обществу».
А вот быль из жития великого Николы Теслы. В начале ХХ века он предложил за 150 тыс. долл. построить беспроводную связь между Нью-Йорком и Лондоном. Но не прошло и двух месяцев после заключения контракта с финансовым магнатом Дж. Морганом, как лидера Манхэттенской финансовой группы чуть не оставили без штанов. Разразился рукотворный финансовый кризис от попытки другой мощной финансовой группировки во главе с Гарриманом скупить акции стальной империи Моргана. Затрясло всю Америку. Морган быстро уяснил, что Тесла - опасный фанат, т.к. он желает дать бесплатную энергию всякому желающему. В таком случае счетчиков не навесишь, а значит, бизнеса не построишь. Сам Тесла неосторожно похвалялся, что все монополии, жирующие на традиционных методах распределения энергии, вылетят в трубу. Проект закрыли. В дальнейшем гениальный хорват много чего придумал, но революции в энергетике ему не дали совершить.
Чтобы относительно безболезненно перейти к новым возобновляемым источникам энергии, главным игрокам на международной арене надо намертво договориться об одновременном и отменно координируемом меж собой переходе на новые рельсы развития, ибо траты на переход будут сопоставимы с тратами на оборонку. Если в одиночку осуществлять переоснащение, то можно посадить свою экономику, что недопустимо в условиях глобальной конкуренции. В отношении столь крупных цивилизационных проектов, по меткому выражению одного русского аналитика, необходим «чесночный принцип» – в туристической палатке лакомиться чесноком должны или все, или никто, третьего не дано.
А возможно ли договориться? Сомнительно. История свидетельствует, что гомо-сапиенсы от природы зело эгоистичны и недальновидны. Дальнозоркости хватает на то, чтобы узреть лежащее под носом. За горизонт заглядывают отдельные представители рода людского, не делающие погоды в принятии глобальных решений.
Остров Пасхи
История имела удовольствие испытать человечество, проведя уникальный эксперимент на острове Пасхи величиной в 165 кв. км. Остров был заселен примерно в 400 году. Население хорошо плодилось и выросло до 10-20 тыс. чел. Появилась своя культура – рубка с увлечением каменных баб весом в несколько тонн. Все было до определенного момента в изобилии. Но чрезмерно расплодившиеся гордые людишки не смогли построить разумную жизнь в условиях численного избытка. Лес на корню вырубили, живность уничтожили, в море не на чем стало выходить для рыбной ловли, или, махнув рукой, сменить прописку, уплыв в более благодатные места. Статуи, символ достатка, конкурирующие племена повалили наземь и разбили, после чего перешли к каннибализму. Началась тотальная война всех против всех. Ко времени первого посещения европейцами острова в 1864 году осталось несколько групп людоедов, прятавшихся по пещерам. История «острова невезения» – это предупреждение нашей цивилизации.
Дранг нах Север
Современная эпоха – это кладбище открытий и изобретений, ставящих под сомнение разумность «нефтяной цивилизации». В свое время в СССР были выполнены макетные образцы изделий, генерирующих энергию из возобновляемых источников. В Союзе концентрированно работали в области «закрывающих технологий», и по этой части опередили Запад. В процессе упадка в 1990-е годы на Запад под шумок вывезли сотни патентов на «закрывающие технологии». Там часть из них была намеренно уничтожена, часть заморожена до лучших времен.
Сейчас Россия не может явить миру революционные открытия в области энергетики. И не потому, что не осталось мозгов. Как раз с этим делом у русской цивилизации дело по-прежнему обстоит прилично. Суровые условия жизни, в которой формировалось российское государство (тяжелый климат, бесконечная череда оборонительных войн), развила в русском человека оригинальный ум, зрящий в корень. Радикально изменилась внешнеполитическая ситуация. Добровольная сдача позиций в «холодной войне» и бездумный переход на рельсы либерального развития сильно ослабили Россию в экономическом и военном плане.
В июне 2003 года на встрече «большой восьмерки» в Эвиане Запад потребовал от Путина гарантий, что в ближайшее время Россия не будет грезить энергетическими прорывами. Российский президент был вынужден обещать притормозить экспансию русских изобретений в энергетику. У Путина не оказалось веских аргументов противостоять нажиму Запада, и он смиренно принял его правила игры.
Поэтому придуманная Путиным премия «Глобальная энергия» сейчас вручается за второстепенные изобретения, не сотрясающие основ классической энергетики. Так значит так – решил напористый ВВП и обратил взор на Арктику. Уж коль в ближайшие десятилетия не удастся поколебать основы «нефтяной цивилизации», то есть смысл застолбить за Россией последнюю кладовую Земли – арктические залежи углеводородов. А их там несметное количество. В 2005 году геологическая служба завистливых американцев, облизываясь, назвала прикидочные данные запасов нефти и газа в Арктике – 25% неоткрытых запасов углеводородов покоятся за полярным кругом. Минэкономразвития РФ «скромно» оценивает размеры арктических закромов – около 1 трлн. баррелей нефти (135 млрд. тонн).
Учитывая нынешнюю цену на нефть – $80 за баррель, Россия может располагать товаром на сумму $80 трлн. И это притом, что только шельф северных морей России едва исследован – менее 5%. «О, сколько нам открытий чудных» готовит разведка шельфа! Погребком рядового фермера покажется Штокмановское газоконденсатное месторождение с 4 трлн. куб.м газа, открытое в 1988 г. в центральной части Баренцева моря на глубине 280-360 м.
Разумеется, Россия не собирается бурить скважины на Северном полюсе, где глубина стабильно ниже 3 км. И даже на хребте Ломоносова, простирающемся до самого полюса (глубина около 1 км). Добыча с таких глубин в условиях сплошного дрейфующего ледяного поля толщиной в несколько метров пока невозможна ни по техническим, ни по экономическим соображениям, даже если за баррель нефти будут отвешивать 200 «гринов». Для бурения есть мелководные Восточно-Сибирское и Чукотское моря, где глубины в пределах 160 метров. Т.е. соответствуют глубинам Северного моря, которое быстро истощается под напором англо-американских и норвежских платформ.
Глубины, на которых работают нефтяники, в теплых морях вплотную приблизились к двум километрам. Бразилия, например, вообще делает ставку на нефтедобычу с нефтедобывающих платформ. Впрочем, удовольствие – добывать углеводороды с глубин в 1-2 км – весьма дорогое и небезопасное. Например, за платформу П-36 бразильская госкомпания «Петробраза» выложила круглую сумму денег – более 400 млн. долл. Платформа обеспечивала около 13 процентов национальных потребностей в газе. Суточная добыча нефти всего за год работы достигла 80 тысяч баррелей в сутки и продолжала двигаться к проектной мощности - 180 тысяч баррелей. Но 20 марта 2001 года гигантская конструкция высотой 120 метров и весом 33 тысячи тонн опрокинулась и пошла ко дну на глубину 1300 метров, прихватив в морскую пучину 9 нефтяников.
Но если при цене нефти в тот год от 20 до 30 долл. было экономически обоснованно доставать углеводороды с глубин 1,3 км, то надо полагать, что качать нефть со 150-200 метров в море Лаптевых при цене $100 (а все идет к этому) будет не накладно.
Тем более время работает на Россию. Потепление постепенно уничтожает Арктику. Толщина льда на данный момент в среднем 1,2 - 2 м, причем лед в основном однолетний. В 1968 году толщина льда составляла 3 - 7 м.
Застигнутые врасплох конкуренты вряд ли отпишут России часть Арктики размером в две Украины, находящуюся за 200-мильной экономической зоной. Однако и половина того, на что зарятся россияне в размахе купца первой гильдии, будет достаточным, чтобы не чахнуть от нефтегазовой бескормицы. И еще лет этак 150 с высоты достатка взирать на суету остального человечества подле своих усыхающих колодцев. При этом неспешно и качественно готовя страну к постнефтяной эпохе.
Свара за последнюю кладовую Земли предстоит нешуточная. Потому Россия, отряхнув с себя прах либеральных догм, стала наращивать свои аргументы. На днях испытали вакуумную бомбу с гламурным названием «папа всех бомб». Папаша оказался мощнее в четыре раза американской «матери всех бомб». Слабых с добиблейских времен в охотку лупили и грабили.
Россия – северная страна. И пока цивилизованные страны Запада огнем и мечом отхватывали благодатные южные земли, превращая их в колонии, в которых беспощадно эксплуатировались туземцы и за бесценок выкачивались природные ресурсы, русские с упорством сверхпассионарного народа вгрызались в сибирскую неудобь и осваивали великий Север. На данный момент Россия – единственная страна в мире, которая активно работает за полярным кругом. Здесь производится более 10% национального дохода и 22% русского экспорта. В раскрутку севера в советское время вложили около $1 трлн.
«…В Арктике идет серьезная конкурентная борьба, но там у нас есть задел, и мы должны этот задел использовать и двигаться дальше», – наметил Путин путь развития страны в северном направлении.
28.09.2007 14:25