...обо всем и ни о чем, то заповедную территорию начнут застраивать, то решение загадочное примут. Впрочем, по части загадочных решений столичное начальство большие мастера. Вот, например, возьмут, да и решат распродать коммунальное имущество. И не по мелочам так, а широко, от души. Как минимум, продать «Киевгорстрой».
Публика призадумалась. По идее, «Киевгорстрой» (как и всякое коммунальное имущество) продавать нельзя, об этом даже сказано в Указе Президента Украины. И действительно, Киевский хозяйственный суд на днях вынес определение, согласно которому продажа кому-либо акций холдинга запрещена. Такое определение является обеспечительной мерой в ходе судебного процесса.
Между тем, судебное определение не является решением, и специалисты утверждают, что отменить это решение в день продажи холдинга вообще не проблема.
Медиа уже наперебой обсуждают тему продажи Киевгорстроя. Некоторые из них обещают наступление строительного бума. Как будто до сих пор – без инвестиций от загадочного покупателя – работники «Киевгорстроя» не знали, куда себя прислонить и лишь иногда могли урвать подряд на строительство коровника. Другие говорят о крахе строительного рынка Украины, называя продажу холдинга, кстати, не безосновательно, угрозой национальной безопасности.
Предлагаем отвлечься от анализа строительного рынка в Украине для того, чтобы попытаться разобраться, кому на самом деле принадлежит «Киевгорстрой».
В первом приближении все как будто понятно. ХК «Киевгорстрой» образовалась в 1994 году путем превращения треста Главкиевгорстрой в акционерное общество. Во время создания холдинга ряд предприятий внес в его уставной фонд принадлежащие им государственные акции. На данный момент киевской городской общине принадлежит 80% акций АО ХК «Киевгорстрой».
В состав «Киевгорстроя» входят 98 компаний: 6 дочерних, 35 открытых акционерных обществ, 4 общества с ограниченной ответственностью и 53 ассоциированных члена. Сам же холдинг владеет не таким уж и большим количеством акций в предприятиях – где 35%, где 30, а где и вовсе меньше 25. Но это вовсе не означает, что контроль за деятельностью «окружения» отсутствует: именно через холдинг идут финансовые потоки, именно здесь ведется добыча площадок, договоров о генеральном подряде и так далее.
А как с упомянутыми 80% «общинных» акций? Очень просто. Киев на самом деле владеет, фигурально выражаясь, лишь упаковкой, табличкой на дверях головного офиса ХК «Киевгорстрой».
А дело вот в чем. В свое время при холдинге была создана такая нужная «карманная» финансовая структура, как АКБ «Аркада». Через некоторое время Владимир Поляченко (в то время президент ХК «Киевгорстрой») и Константин Паливода (глава правления АКБ «Аркада») создали примечательное ООО «Компания развития строительства». В эту компанию несколько предприятий внесли принадлежащие им пакеты акций «Аркады», а г-да Поляченко и Паливода – необоротный актив (который, к слову, очень сильно напоминал простой перечень должностных обязанностей).
Результат прост: Поляченко с Паливодой оценили свой «вклад» таким образом, что получили в ООО «Компании развития строительства» более 65% акций. Значит, они управляют компанией, имеющей 45% акций банка «Аркада». Сюда можно тихенько приложить находящиеся в собственности Поляченко и Паливоды акции банка, да еще и вес председателя правления… Словом, вы поняли, кто контролировал денежные потоки ХК «Киевгорстрой».
Теперь напомним, что холдинг владеет в «прилепленных» к нему строительных предприятиях не самым большим количеством акций. Но связан с этими предприятиями четко обозначенными корпоративными интересами. Таким образом, к приходу в киевскую власть Леонида Черновецкого и его очаровательной команды в отношениях «столица – крупнейший застройщик» сложилась патовая ситуация.
Община вроде как владеет холдингом, но поделать с этой красотой может очень немного, потому что Поляченко точно знает, где гвоздь, на котором держится вся странная конструкция «Киевгорстроя». Такой гвоздь можно выдернуть, и из-под обломков монстра выберутся немногие.
Видимо, это понял и Леонид Черновецкий. Доказательство тому – приход на пост президента холдинга Петра Шилюка, однокашника Владимира Поляченко (последний отправился на нелегкие депутатские хлеба). С другой стороны, господина Шилюка моментально обложили, как медведя: в наблюдательный совет ХК «Киевгорстрой» были введены люди из окружения Черновецкого.
Занятный расклад, правда? И вот теперь киевский мэр вдруг протолкнул решение о приватизации холдинга. Попробуем-ка разобраться, что из этого выйдет. А главное – как это будет происходить.
Выйдет, надо полагать, простая и неприятная вещь – строительный рынок в Киеве, да и во всей Украине, скособочится. Потому что новый владелец будет долго носиться с колоссом, который вдруг окажется даже не на глиняных, а на картонных ногах. На «приобретение новых ног» уйдет куча времени, а главное – денег. Сам же Черновецкий просто умоет руки. Он понимает, что земля под ним загорелась, после досрочных парламентских выборов на посту мэра он долго не протянет. Так что заберет деньги и самое большее, на что сподобится, – обеспечит покупателю (недорого) солидный процент акций в холдинге и главу правления.
Но есть еще один занятнейший момент. «Киевгорстрой» можно оставить «на плаву». Как? Да очень просто.
Есть одно малоприятное обстоятельство. Сам по себе холдинг - это не строительный гигант. Гигантом он становится вкупе с предприятиями, которые выглядят весьма самостоятельными. Холдинг имеет в них лишь определенный (не больше 35%) пакет акций. Значит, затея с продажей может провалиться или быть признанной бесперспективной.
Следовательно, нужно немедленно заручиться поддержкой строительных компаний, составляющих, собственно, скелет и мышцы «Киевгорстроя». Сделать это не так и сложно. В этих предприятиях давно затеяна тихая такая допэмиссия акций. К законности такой эмиссии тоже есть вопросы, но эти вопросы будут задавать правоохранительные органы.
Но главное другое: акции миноритариев обесцениваются, в то же время вес набирает человек (или группа лиц), которые успеют раньше всех эти самые акции скупить. Кажется, все понятно. Осталось лишь выяснить, кто этот самый счастливчик? Дело в том, что самого, как оказалось, активного жнеца активов строительных предприятий зовут Вячеслав Супруненко. Это тот самый, который небезызвестный юрист, депутат Киевсовета и заодно зять Леонида Черновецкого.
И этот самый Вячеслав Супруненко входит в строительные компании, которыми рулит «Киевгорстрой». Казалось бы, чему удивляться? Черновецкий атакует сверху, а Супруненко прикрывает тылы и укрепляет, так сказать, базу.
Укрепляет-то он ее укрепляет, только получается очень странный и грубый гешефт. Дело в том, что г-н Супруненко «заходит» в компании вовсе не тихо, скажем даже больше: является, создавая изряднейший грохот. Примеров множество, и найти их можно, покопавшись в сообщениях СМИ за последние год–два.
Мы же, в качестве иллюстрации, вспомним один случай, самый развеселый. Вячеслав Супруненко в свое время собирался откупить у принадлежащего «Киевгорстрою» автотранспортного предприятия землицы для якобы строительства пансионата семейного типа (на заповедной территории, заметим), а потом взял, да и предложил предприятию… продаться целиком.
Понимаете, Леониду Михайловичу бы пристроить холдинг и спрятаться. А тут зять шумно скупает изрядную долю акций строительных компаний. Как бы так не получилось, что покупатель поймет: ему придется платить дважды – сначала за сам холдинг, а потом и за строительные фирмы.
Клан Черновецкого, по всей видимости, затеял длинную многоходовую комбинацию. Которую нужно провернуть срочно: времени-то в обрез. Может, и успел бы. Да только зять сглупил – слишком откровенно начал распихивать тузы в рукава.
Что теперь будет делать «мэр всех киевлян» – неясно. По-хорошему, ему бы затаиться или и вовсе отказаться от скандальной приватизации. Но не похоже это на Черновецкого. Тут такой куш, целый столичный строительный холдинг! Да еще и принадлежащий киевской общине, которую Черновецкий привык обдирать. Холдинга ведь вполне хватит, чтобы безболезненно расстаться с креслом мэра.
28.09.2007 16:50