«Турбоатом» - банкрот года
04.10.2007 15:35
Харьковское ОАО «Турбоатом» повторяет судьбу «Криворожстали». Нет, его не хотят продать на открытом аукционе. Его требуют признать банкротом. Когда-то в отношении «Криворожстали», завода с нынешней биржевой стоимостью 13 млрд. долларов, подавались иски о банкротстве. Это была попытка реальной приватизации завода за фиктивные долги. И реализовать эту схему пытались финансовые и торговые посредники завода. Именно после таких вопиющих попыток забрать «Криворожсталь» задаром в администрации Л.Кучмы возникла идея приватизировать комбинат.

«Турбоатом» требуют признать банкротом за долг в два с небольшим миллиона гривен. Соответствующее заявление поступило в Хозяйственный суд Харьковской области 27 сентября 2007 года. Обанкротить харьковский завод хочет малоизвестная фирма «Укролия». Даже в сегодняшнем состоянии «Турбоатом» представляет собой внушительный актив. Оборот завода в 2006 году составил почти 60 млн. долларов. Это довольно известное в мире предприятие. По словам директора завода Виктора Субботина, «Турбоатом» создавался под оборот в 1 млрд. долларов в год. То есть при правильной маркетинговой политике оборот завода может расти многократно. Как сообщили миноритарные акционеры ОАО «Турбоатом», цена акций завода при нынешнем менеджменте упала почти в полтора раза, но и сейчас стоимость предприятия согласно котировкам его акций составляет 300 млн. долларов.

Формальным поводом для заявления о банкротстве стал демарш директора «Турбоатома» Субботина по поводу проблем с турбогенератором, который завод поставил на индийскую атомную электростанцию. Так, в заявлении говорится: «Необходимость подачи заявления о банкротстве обусловлена тем, что у ОАО «Турбоатом» могут возникнуть денежные обязательства, превышающие половину годового оборота компании. Одна из турбин, поставленных «Турбоатомом» в Индию на АЭС «Kaiga», в конце августа вышла из строя, что привело к аварийной остановке энергоблока. ОАО «Турбоатом» обязан заплатить индийской стороне штраф в размере 7.1 млн. долларов. Также ОАО «Турбоатом» по условиям контракта обязан оплатить убытки в размере 90 тысяч долларов за каждый час простоя энергоблока. Таким образом, на данный момент общая сумма штрафа может превзойти 37 млн. долларов, что делает невозможным удовлетворение денежных обязательств перед ООО «Українська олія».

Напомним, Субботин три недели не реагировал на информацию индийцев о поломке поставленного «Турбоатомом» электрогенератора. Лишь через 21 день после сообщения об аварии на заводе было проведено первое совещание по данной проблеме. Это не удивительно: для Субботина дела «Турбоатома» имеют третьестепенную важность. Он же – владелец банка «Мегабанк». Он же – глава Харьковской областной организации СПУ, и в течение июля-сентября был занят предвыборной кампанией социалистов в Харьковской области.

Заявление о банкротстве дивным образом совпало с решением директора «Турбоатома» Виктора Субботина ввести в дирекцию завода нового заместителя директора – по управлению собственностью. Об этом говорится в Ведомостях Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 6 сентября: «Согласно Приказу генерального директора ОАО «Турбоатом» от 31.08.2007 на 7 лет назначен на должность заместителя директора по управлению собственностью-члена Дирекции Воробьев Виктор Иванович». Сейчас г-н Воробьев занят инвентаризацией всего имущества ОАО «Турбоатом».

Еще одним совпадением стало то, что заявление о банкротстве «Турбоатома» поступило в суд именно накануне дня досрочных выборов, на которых социалисты не прошли (рисковали не пройти) в новый состав парламента.

Не исключено, что директор «Турбоатома» Виктор Субботин не просто спровоцировал процесс о банкротстве завода, но играет в нем главную роль. Как стало известно редакции, владельцы «Укролии» получили предложение о покупке своей компании. Предложение исходило от Виктора Субботина. Вряд ли покупателем предполагалось делать «Мегабанк», скорее всего – какую-то ООО. При любом более-менее крупном банке таких фирм не меньше десятка. Кроме того, некто г-н Решетов (главный инженер «Турбоатома») на днях встречался с харьковскими фирмами-держателями еще одних долговых обязательств «Турбоатома» на сумму 18 и 26 млн. гривен. Предмет встречи звучал так: выкуп этих долгов с дисконтом одним из банков.

Упомянутый выше абзац заявления о банкротстве (про индийский кризис), возможно, проливает свет на причины столь странного бездействия директора «Турбоатома» в ситуации с индийской аварией. Возможно, нужно было создать повод для банкротства, инициируемого небольшим ООО «Укролия». Ведь суду было бы сложно посчитать серьезным поводом для банкротства одну лишь претензию к «Турбоатому» на 2 млн. гривен.

Если Субботин руками «Мегабанка» и других своих компаний успешно скупит долги «Турбоатома», он выигрывает при любом исходе дела о банкротстве. Вариант первый – правительство не даст обанкротить завод. В этом случае «Турбоатом» в принудительном порядке выплатит все долги в полном объеме, и вся сумма скидки, выбитой при выкупе долгов «Турбоатома», уйдет Субботину. Второй вариант – суд признает «Турбоатом» банкротом. В этом варианте для Субботина все гораздо интереснее. Фирма, инициирующая банкротство («Укролия»), в этом случае претендует на роль арбитражного управляющего. Иными словами, без подписи ее директора менеджмент «Турбоатома» и, что особо важно, Фонд госимущества уже не сможет сделать ни одного шага.

Контролируя «Укролию», Субботин получит полный контроль над банкротством завода. Далее, в случае скупки контрольного пакета задолженностей «Турбоатома», Субботин получит решающий голос на совете кредиторов. Это дает возможность полностью «приватизировать» завод с текущей стоимостью 300 млн. долларов.

У «Турбоатома» нет хозяина. «Турбоатом» некому защищать. Его нынешний директор Субботин занят интересами собственного банка «Мегабанк». Валентина Семенюк до того далека от проблем «Турбоатома», что демонстративно поручила представлять ФГИ на собрании акционеров завода 28 августа не сотрудника Фонда, а должностное лицо «Укратомпрома». Своими руками Субботин и Семенюк отрезали от участия в управлении заводом компанию «Энергостандарт» - крупнейшего миноритарного акционера завода с 15-процентным пакетом акций. Так, представители «Энергостандарта» не были допущены на собрание акционеров завода. Субботин же беспрепятственно сидит в кресле директора, несмотря на запрет Харьковского областного хозяйственного суда от 3 июля этого года и несмотря на то, что 12 июля Субботина отстранил от исполнения обязанностей директора Наблюдательный совет «Турбоатома». Если «Турбоатом» не обанкротят, это уже станет достижением правительства.

Очевидно, назрело отстранение менеджмента «Турбоатома» от управления заводом. Но это не решит проблему полностью. Завод должен получить настоящего хозяина, и возможно это лишь путем приватизации «Турбоатома». Таким же путем, каким был продан контрольный пакет «Криворожстали».