И еще – из серии «ирония судьбы»: известнейший украинский борец с голографическими защитными элементами (ГЗЭ), считающая их не более чем «яркими ненужными наклейками», Ксения Ляпина – вдруг как воды в рот набрала и не протестует по поводу «очевидного обдирания потребителей и предпринимателей». Почему?
Голограммой по поддельной парфюмерии
В начале ноября украинцев ожидает начало кампании, которая, возможно, станет причиной коренного поворота в отношении потребителей к поддельным товарам и контрабанде. Крупнейший дистрибьютор селективной парфюмерии компания «Эгзагон» (Hexagone) намерена на всей своей продукции размещать голограммы, что позволит контролировать наличие контрафакта в торговых сетях. «Эгзагон» прочно удерживает более 50% рынка селективной парфюмерной продукции, являясь официальным дистрибьютором более чем 100 мировых брендов (Gucci, Yves Saint Laurent, Lacoste, Prada, Nina Ricci, Calvin Klein, Escada и пр.). Теперь вся продукция компании, импортируемая в Украину, будет защищена голограммами, утвержденными СБУ.
«Контроль качества производства, хранения, использования и уничтожения голограмм также станет осуществляться совместно с СБУ. А нелегальное производство и копирование будут отслеживаться и преследоваться правоохранительными органами наравне с такими преступлениями, как подделка акцизных марок», - сообщил журналистам Шарбель Канаан, основатель компании «Экзагон».
Такую инициативу можно только приветствовать. Ведь по подсчетам экспертов, подделки элитной парфюмерии составляют до 20-30% рынка. Причем, как говорит г-н Канаан, в своем умении подделывать дорогие духи фальсификаторы достигают такого мастерства, что даже специалисты не могут отличить, где оригинальный продукт, а где подделки. Сомнения в эффективности «голограммизации» парфюмерии возникают только в связи с украинской компанией-поставщиком голограмм. Впрочем, обо всем по порядку.
Действительно, к ГЗЭ на акцизных марках алкогольных и табачных продуктов, на лицензионных аудио- и видеоносителях украинцы давно привыкли (несмотря на чуть ли не апокалипсические прогнозы тех же Ксении Ляпиной и Александры Кужель), да и на цене продукции голограмма, стоимостью в несколько копеек, не особо сказывается (тем более, если речь идет о парфюмерии за сотню долларов). А вот подделки, несоблюдение авторских прав, контрабанда уже неоднократно вызывали неудовольствие мирового сообщества и, как помнится, едва не стали непреодолимым препятствием на пути Украины в ВТО.
Защита продукции при помощи ГЗЭ – обычная практика не только в ЕС и Северной Америке. В соседней Беларуси, которую почему-то принято считать «совковым заповедником», ГЗЭ наклеивают на каждую бутылку минеральной воды – дабы любой потребитель мог отличить настоящую целебную минералку от «паленой», разлитой неизвестно где. В Украине же только отдельные производители алкоголя защищают свой продукт от «паленых клонов» голограммами, нанесенными на крышечки и этикетки бутылок.
Участники рынка понимают, что инициатива «Экзагона» по применению ГЗЭ вызовет «эффект снежного кома». Потребитель неизбежно привыкнет к тому, что качественный и оригинальный товар обязательно защищен голограммой, а, соответственно, ее отсутствие может указывать на контрафактное происхождение продукта. Поэтому другим дистрибьюторам, торговым сетям и даже интернет-магазинам волей-неволей придется подтягиваться к стандартам, установленным лидером рынка.
Поддельной голограммой по благим намерениям
Читатель уже наверняка ждет слова «но». Не будем томить: в своевременной и нужной инициативе компании «Экзагон» есть один вызывающий сомнение момент. Как сообщил нам один из менеджеров компании, печатать голограммы будет некая фирма «Киевголография».
А вот это уже интересно. Ведь СМИ не раз уже писали о том, что это предприятие находится под «личным и неусыпным контролем» начальника главного управления налоговой милиции ГНАУ Валерия Диесперова. Того самого Диесперова, описывая бурную деятельность которого журналисты интернет-издания УРА-Информ задались вопросом: «мытарь или контрабандист?». Журналисты предполагали, что фирма (как и ее «сестры» - «Укрэлекон» и «Гаммаграфик») была основана дельцами в погонах ради проведения «спецоперации», суть которой сводится к тому, чтобы в ручном режиме управлять потоками подакцизных товаров. Заполучив единоличное право на выпуск голографических защитных элементов (ГЗЭ) для акцизных марок, они смогут «регулировать» тиражи марок для алкоголя и табака, а уже посредством этого перенаправлять «водочные реки и табачные облака» в тень ради получения сверхбарышей.
«Киевголография», как предполагают некоторые журналисты, по сути – фиктивная. Впрочем, в этом не сложно убедиться. По указанному в любом бизнес-каталоге адресу «Киевголографии» - Киев, улица Приречная, 11 – находится… овощной магазин. А центральный офис и производственные площади фирмы, «оказывающей весь спектр голографических защитных элементов и элементов оформления фирменного стиля, консультации по нанесению голограмм на любые поверхности и предметы», ютятся не пойми где – то ли на заднем дворе, то ли в подсобке этого самого овощного магазина (см. фото).
«Производственный монстр». Задний двор овощного магазина. Тут же – центральный офис «Киевголографии»
В общем, речь идет уже не о производственных мощностях, а о производственной немощи. Вряд ли в такой халабуде можно разместить что-то кроме одного станка. «А откуда же берутся голограммы?» - спросит читатель. Ответ на этот вопрос стоит поискать в кустарных мастерских Турции и Китая – «мировых лидеров» контрабанды дешевых голограмм. Подобные «поделки» уже не раз были обнаружены в Украине компетентными органами.
Ляпиной по голограммам
Приблизительно в 2002 году в Украине началась дискуссия о целесообразности применения ГЗЭ в общегосударственном масштабе. Время и практика показали, кто прав. Рост поступлений в бюджет (в десятки раз), сокращение объемов теневой продукции, казалось бы, расставили все на свои места. Однако в стране есть один политик, с пеной у рта доказывающий, что ГЗЭ – не более чем «цветная бумажка». Речь идет о народном депутате уже трех созывов Ксении Ляпиной.
Слово Ксении Михайловне: «Никто не против, что надо защищать продукцию, но есть же какие-то другие методы! Например, создать так называемую базу данных (депозитарий), которая будет первоисточником. Тогда копии, причем любые, хоть с ксерокса, хоть с голограммой, хоть какие будут просто ссылкой на первоисточник. И проверить легко, и проблем меньше, и, кстати, намного дешевле. Давайте, наверное, перенимать опыт цивилизованных стран!».
Смешно? А ведь Ляпина говорила это на полном серьезе. И это тоже: «Подобное направление борьбы с подделками экономически не обосновано и не будет иметь результатов».
Несмотря на различия в политических симпатиях, Александра Кужель всегда подпевала Ксении Ляпиной. Вместе они вошли в историю, как "борцы с ГЗЭ". Правда, не "идейные", а корыстные
«Борец за права бизнесменов и потребителей» не складывала оружие буквально до начала текущего года. Посему, узнав об инициативе «Эгзагона», мы извелись в нетерпении: когда же Ляпина снова замелькает на страницах газет, клеймя попытку закабалить производителей и потребителей в угоду производителям голограмм… А в ответ – тишина! Не спешит Ксения Михайловна пиариться на любимой теме. Как воды в рот набрала. А ведь это нонсенс.
Ксюша + Сережа = ?
Ларчик открывается просто, если знать, что Ляпина водит близкую дружбу со скандальным экс-директором ГП «Полиграфкомбинат «Украина» Сергеем Кияниченко. В свою очередь Кияниченко, по слухам, через некую Светлану Гончарук имеет прямое и непосредственное отношение к фирме «Оптроникс», поставлявшей якобы оборудование «гиганту голографической отрасли» «Киевголография». Более того, по некоторой информации, дружба Ляпиной с Кияниченко носит вполне корыстный характер. Говорят, что пламенный борец с ГЗЭ в итоге… получила долю в той самой «Киевголографии», после чего изменила свое мнение о пользе голографической защиты. Охотно верим: деньги – аргумент железный. Поэтому Ксения Михайловна и помалкивает. Иногда лучше «косить бабло», чем говорить.
Ксения Ляпина. Афера с голограммами. Триллер на наших глазах
Выводы читатель может сделать сам. Обидно за хорошее начинание, обидно за «Экзагон», обидно за потребителей и производителей элитной парфюмерии. Впрочем, отказываться от голографической защиты не стоит: нужно только помнить о том, что, простите за тавтологию, на рынке средств защиты от подделки тоже хватает поддельных продуктов.