Впрочем, говорить о теневой приватизации в прошедшем времени не стоит. Так как и сегодня с легкой руки государственных чиновников продолжается дерибан государственной собственности. Свежий пример – приватизация Ахметовым "Днепроэнерго". По ходу дела, с молчаливого попустительства Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку идет активное перераспределение прав собственности на предприятиях, находящихся в коммунальной собственности и собственности трудовых коллективов. Технологически теневые схемы овладения народным добром сводятся к шести направлениям, утверждает известный экономист Николай Шутов:
- использовании подставных фирм, замаскированных по формальным признакам под промышленных инвесторов для овладения контрольными пакетами акций предприятий корпоративного сектора;
- привлечении к участию в приватизации судебных и правоохранительных органов, которые способны оказать существенное, нередко решающее влияние на ход приватизационных процессов;
- опутывании приватизируемого предприятия долгами - кредиторской задолженностью, которая снижает цену объекта и делает процесс продажи заложником компании кредитора;
- изъятии государственной собственности с помощью манипуляций между предприятиями различных форм собственности;
- проведении дополнительных эмиссий акций с целью размывания государственного пакета акций и автоматического сокращения доли государства в уставном фонде предприятия. При этом такие действия нередко прикрываются решениями судебных властей;
- внесении государственных объектов в качестве залога для получения кредита. Стоимость закладываемых фондов устанавливается значительно ниже их реальной цены. При невозврате кредита заложенные мощности переходят в собственность кредиторов.
Манипуляции с собственностью топ-менеджеры основных финансово-олигархических групп Украины часто оправдывают неэффективностью государственного или коллективного управления. Правда, умалчивается тот факт, что идет теневой захват именно успешных предприятий с мощным производственным потенциалом. А особый интерес наших олигархов вызывают производственные объекты стратегического значения. Практика серой приватизации такой собственности в частные руки уже принесла огромный вред безопасности государства.
Скажем, даже не представляется возможным просчитать объемы недополученных бюджетных средств, но цифры достигают, по разным оценкам, сотен миллиардов долларов. Еще большие средства Украина навсегда потеряла из-за отмывания в процессе приватизации средств, полученных преступным путем. Переход ряда стратегических предприятий страны в частные руки нередко влечет угрозу работы этих объектов в ущерб национальным интересам. Кроме того, устраняются миноритарные акционеры, а капитал концентрируется в руках семейно-олигархических кланов.
Кстати, некоторые объекты стратегического значения для национальной экономики «прихватизируются» именно сейчас. Таким, например, эксперты единодушно называют «Киевгорстрой».
Предприятия ХК «Киевгорстрой» сегодня строят около 40% всей недвижимости Украины и занимают абсолютное первенство на самом привлекательном киевском рынке строительства (75%). Всего вокруг принадлежащего киевской громаде холдинга объединены до 100 стройорганизаций. Впрочем, основных, которым достаются главные строительные подряды в городе – около десятка. Именно в них холдингу, а значит городу, принадлежит по 25-30% акций. Основная часть акций принадлежит менеджерам предприятий и разным бизнес-структурам. До прихода Черновецкого мэрия четко следила за тем, чтобы в основных стройорганизациях частный капитал не превышал миноритарного барьера. Главная цель – не допустить создания строительной альтернативы. Как только один из совладельцев «извне» пытался увеличить свою долю хотя бы до блокирующего пакета, правление холдинга, которому бывший мэр делегировал широчайшие полномочия, всячески размывал долю «зарвавшегося» акционера. Делалось это однообразно: созывались собрания акционеров, и в приказном порядке проводилось решение о дополнительной эмиссии. Как правило, упомянутого акционера к скупке акций эмиссии не допускали. Например, не замечая заявки на покупку. Естественно, его доля после завершения процедуры уменьшалась в разы.
Использование рейдерских схем как бы во благо городскому холдингу породило у чиновников искушение использовать ситуцию в личных целях. Скажем, сам глава холдинга Владимир Поляченко, под благовидным предлогом защиты предприятий холдинга от захвата, вместе с главой правления АКБ «Аркада» Константином Паливодой завладели почти 70% акций этого банка.
Приватизационные схемы менеджеров Омельченко сегодня успешно использует команда Черновецкого. Но с присущим людям Леонида Михайловича размахом. Да и цели овладения низовыми предприятиями поглобальней. И ведутся параллельно с усилением роли родственников нынешнего мэра в управлении самой холдинговой компании. Во-первых, мэрия усилила влияние наблюдательного совета Киеврады. Во-вторых, руководить набсоветом поставили ближайших родственников мэра.
Главой набсовета стал деверь Черновецкого - Анатолий Чуб. Также в наблюдательный совет вошел ближайший соратник зятя мэра Супруненко - Денис Комарницкий. Людьми мэра можно считать и еще двух новых членов наблюдательного совета, заменивших верных Шилюку и Поляченко людей – Владимир Бялковский и Алексей Савченко. Само правление ХК «Киевгорстрой» потеряло право на самостоятельную финансовую деятельность, если сумма сделок превышает 7 млн. гривен. Да и главу правления теперь могут сменить решением наблюдательного совета, без собрания акционеров.
Глобальной целью всех организационных и имущественных пертурбаций, по утверждению одного из акционеров «Киевгорстроя» - ГК ТЕКТ, стала подготовка коммунального строительного актива к продаже. Именно с этой целью городская власть протолкнула решение Киеврады о включении ХК «Киевгорстрой» в список объектов, подлежащих приватизации. А также объявила об оценке 80% акций холдинга, принадлежащих городской общине.
Поскольку привлекательный объект стратегического значения имеет сложную структуру собственности, городская власть надеется провернуть особую схему «серой» приватизации:
По схеме видно, что команда мэра ведет двойную игру.
Во-первых, используя админресурс, готовит к продаже ХК «Киевгорстрой». Холдинг необходим потенциальному «Покупателю» как управленческая структура, бренд, собственник массы привлекательных участков для застройки, а главное – совладелец большинства строительных предприятий. К тому же, ХК – один из главных строительных подрядчиков государства.
Во-вторых, с помощью теневых рейдерских схем отбирает у миноритарных акционеров предприятий их доли в собственности. При этом используется зависимость руководителей стройорганизаций от «главка». Стройорганизации - реальный актив «Киевгорстроя», и именно от продажи акций домостроительных комбинатов, трестов, АТП и др. окружение нынешнего мэра получит основную прибыль.
В итоге команда Черновецкого должна получить на «личные нужды» как минимум 300-400 млн. долларов. Но при этом город теряет актив стоимостью несколько миллиардов долларов!!! Непрямые потери от перехода монополиста на рынке жилой недвижимости в частные руки, а тем более иностранной компании, - даже страшно подсчитывать. Если учесть, что такая теневая приватизация равна потере контроля над ценообразованием не только в Киеве, но и в Украине.
О борьбе с теневой приватизацией наши политики трубят перед каждыми выборами. Но после прихода к власти искушение столь велико, что как-то сразу забываются государственные интересы. Более того, передел собственности в стране с каждой сменой чиновников оживляется. В частном случае с «Киевгорстроем», благодаря обнародованию теневой схемы ТЕКТом, процесс удалось остановить. Надолго ли – покажет время. Но что подобные схемы должны пресекаться на общегосударственном уровне – несомненно.