Семье помощника экс-директора ОАО «Турбоатом» угрожают расправой
07.12.2007 12:52
...не бизнесмен и не политик. Он работал на харьковском ОАО «Турбоатом» помощником директора. Руководителем Феоктистова на заводе был Евгений Белинский, директор ОАО с 2005 по апрель 2007 года. Наиболее вероятным источником угроз Феоктистов считает четырех человек, занимающих ныне руководящие посты на заводе.

Имена этих людей значатся в заявлении, поданном Феоктистовым в прокуратуру Киевского района города Харькова. Это высокопоставленные сотрудники администрации нынешнего директора завода Виктора Субботина.

Вот эти имена:
- Мороз В.А., помощник генерального директора ОАО «Турбоатом» Виктора Субботина.
- Сидора В.Л., начальник службы внутренней безопасности завода.
- Белов В.М., заместитель генерального директора ОАО «Турбоатом» Виктора Субботина.
- Аллавердов Ю.К., заместитель начальника отдела кадров завода.

Справка об ОАО «Турбоатом»:

ОАО «Турбоатом» - одно из крупнейших в мире турбостроительных предприятий. Осуществляет полный цикл производства: проектирование, изготовление, поставку, наладку и фирменное обслуживание турбинного оборудования для всех типов электростанций. Предприятие завершило 2006 год с чистой прибылью 22,206 млн грн, что на 11% больше, чем в 2005 году. Стоимость предприятия по курсу акций на ПФТС составляет … млн. гривен. Государству в лице ФГИ принадлежат 75,22% акций АО, компании Svarog Assets Management -14,55% акций, UIFL (Cyprus) Limited (оба — Кипр) — 5,05% акций.

Как указано в заявлении Феоктистова, единственным конфликтом, в который он вовлечен, является разбирательство по поводу законности назначения Виктора Субботина на должность генерального директора ОАО «Турбоатом». Причина угроз, как следует понимать Феоктистова, может крыться в противостоянии его шефа Евгения Белинского и Виктора Субботина.


Мотивы для угроз

Шеф Феоктистова и предшественник Субботина, Евгений Белинский развернул нешуточную кампанию с тем, чтобы привлечь внимание столичных чиновников и судей к нарушениям, сопровождавшим назначение Субботина на должность генерального директора завода.

По состоянию на сегодняшний день Белинский ведет целый ряд судебных дел против Виктора Субботина. Так, он оспаривает в хозяйственном суде Харьковской области приказ Фонда государственного имущества о его увольнении с должности и.о. Генерального директора ОАО «Турбоатом» и назначении Субботина В.Г. на должность Генерального директора ОАО «Турбоатом».

Далее, Белинский принимает участие в рассмотрении дела относительно признания недействительным протокола заседания наблюдательного совета ОАО «Турбоатом» от 22.05.2007. На данном заседании наблюдательного совета Белинский Е.С. был повторно назначен Наблюдательным советом на должность и.о. Генерального директора ОАО «Турбоатом».

Кроме того, Белинский оспаривает в хозяйственном суде Харьковской области решения общего собрания акционеров ОАО «Турбоатом» от 28.08.2007 года. По данному иску судом было вынесено определение, которое запрещает ОАО «Турбоатом» исполнять решения указанного собрания.

Во фрунзенском роенном суде города Харькова рассматривается трудовой спор по иску Белинского Е.С. к ОАО «Турбоатом» о восстановлении Белинского на работе.

И, кроме того, Белинским Е.С. были поданы различные заявления в милицию и прокуратуру относительно совершений должностных преступлений ответственными лицами ОАО «Турбоатом», включая Виктора Субботина.

Феоктистов, как помощник Белинского, играет существенную роль во всех этих делах.

История вопроса

Виктор Субботин был назначен и.о. генерального директора ОАО «Турбоатом» приказом председателя ФГИ и одного из лидеров СПУ Валентины Семенюк от 24 апреля 2007 года. Примечательно, что новый руководитель одного из крупнейших предприятий тяжелого машиностроения страны ранее к промышленности никакого отношения не имел вообще, поскольку руководил небольшим частным банком «Мегабанк». И, кроме того, был и остается руководителем Харьковской областной организации Социалистической партии Украины.

Первым, кто обратил внимание на это обстоятельство, стал губернатор Харьковской области Арсен Аваков, который откровенно принял новое назначение в штыки: «Разгром крупной промышленности продолжается. Никто не стесняется того, что директора предприятий назначаются по партийным квотам. Виктор Субботин известен мне как квалифицированный финансист. Какой он машиностроитель, я не знаю, а вот то, что такие вопросы решаются под столом, исключительно по партийной линии во главе с Семенюк»…

Топ-менеджмент «Турбоатома» не стал молчать тоже и вступил в казавшуюся тогда почти безнадежной судебную войну. В частности, наблюдательный совет ОАО считал недопустимым «принятие мажоритарным акционером - государством - единоличных решений о назначении руководства в противоречие требованиям устава ОАО». В связи с этим, им был подан иск в Хозяйственный суд Киева, который своим решением от 18 мая временно запретил Субботину выполнять функции и.о. гендиректора «Турбоатома».

Вторая попытка сместить Субботина с занимаемой им должности пришлась на начало июля. 3 июля Хозяйственный суд Харьковской области признал незаконным приказ Валентины Семенюк о назначении Субботина. Руководствуясь этим решением, 12 июля уже Наблюдательный Совет «Турбоатома» четырьмя из шести голосов освободил Субботина от исполнения обязанностей и.о. гендиректора и назначил на эту должность Виталия Ивахно.

Цена вопроса

Увольнение Субботина, если оно вдруг произойдет на основании одного из указанных выше исков, имеет вполне осязаемую денежную стоимость.

Когда своим приказом от 24 апреля 2007 года глава ФГИ Валентина Семенюк назначила Виктора Субботина и.о. гендиректора харьковского завода «Турбоатом», в экспертном сообществе и среди производственников ее решение вызвало недоумение и даже шок. Бывший комсомольский вожак, впоследствии бизнесмен, владелец небольшого банка «Мегабанк» Виктор Субботин ни дня не проработал в производственной сфере вообще, не говоря уже о столь узкопрофильном и стратегически важном для страны направлении как энергетическое машиностроение.

Обеспокоенность ситуацией уже высказали представители компании «Энергостандарт», с которой аффилирована владеющая 15-ю процентами акций завода фирма «Сварог Эссетс Менеджмент». Акционеры утверждают, что за время управления Виктора Субботина стоимость одной акции упала с 5 до 3.6 гривень, а стоимость предприятия снизилась с 420 млн. долларов США до 300 млн. долларов США. При этом стоимость 75-процентной государственной доли снизилась с 315 до 230 млн. долларов США.

Как ранее неоднократно отмечали миноритарные акционеры «Турбоатома», Субботин является контролирующим акционером и де-факто руководителем банка «Мегабанк» и имеет неограниченные возможности по использованию средств «Турбоатома» в интересах своего финучреждения.

Также акционеры напомнили, что В.Субботин занимает должность генерального директора вопреки решению Харьковского областного хозяйственного суда от 03.07.2007, а также вопреки нарушениям закона при проведении собрания акционеров от 28.08.2007, которые были зафиксированы представителями Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Украины.

Менеджеры и собственники «Энергетического стандарта» уже давно не одиноки в борьбе с директором «Турбоатома». Единым фронтом с ними выступили Харьковская облгосадминистрация в лице Арсена Авакова, уже в мае этого года назвавшего действия Субботина уничтожением энергетического машиностроения, и Министерство промышленной политики.

Потеря денег и рынка может обернуться безработицей для 5 000 сотрудников завода и еще нескольких тысяч сотрудников смежных предприятий, три из которых также являются госпредприятиями и находится в Харькове. Рабочие ясно понимают, что возможные последствия бездеятельности директора «Турбоатома» - это простой, невыплата зарплат, сокращения штата. Понимают они и то, что руководимые коалиционерами госорганы попустительствуют халатному директору «Турбоатома». Сложившаяся ситуация может прямо отразиться как на харьковском рейтинге социалистов (и Субботин, и Семенюк – члены СПУ), так и на рейтинге В.Януковича и Партии регионов. Регионалам недовольство нескольких многотысячных трудовых коллективов в канун выборов – как удар «под дых». Вряд ли, отдавая «Турбоатом» на откуп СПУ в рамках коалиционного соглашения, Премьер предполагал получить этот удар накануне досрочных выборов.

То, что именно социалистические кадры «умело» управляют предприятием уже двадцатый год, в Харькове хорошо известно. 19 лет заводом руководил Бугаец, ныне народный депутат от СПУ. Сейчас приемная Бугайца занимает полэтажа в здании заводской проходной. Руководил социалист так, что оборот завода в 2006 году едва составил 60 млн. долларов США. Не густо, учитывая, что заголовок интервью Субботина газете «Экономические известия» от 28.08 весьма красноречив: «Турбоатом создавался под оборот в 1 млрд. долларов»… Для сравнения: оборот питерских «Силовых машин» (это прямой конкурент харьковчан) в неудачном 2006-м году составил 565 млн. долларов (http://www.epravda.com.ua/news/2007/7/24/55854.htm ).

Уже в начале 90-х Бугаец вступил в производственную кооперацию с однопартийцем банкиром Субботиным. Как неоднократно заявлял акционер «Турбоатома» Игорь Куйда, при Бугайце на счета «Мегабанка» ушли почти 40 млн. долларов США, и условия размещения этих денег являются тайной. Этого заявления, кстати, Субботин даже косвенно признал в другом своем недавнем интервью – газете «Экономические известия» (27.08).

Чтобы понять что означают эти деньги для «Турбоатома», достаточно вспомнить, что чистая прибыль предприятия за 2006 год составила всего 22 миллиона гривен. Очевидно, что потеря таких средств может сказаться не только на функционировании завода, но и на работе социальной инфраструктуры предприятия и на выплатах зарплаты трудовому коллективу.

Таким образом, «Мегабанк» выступил в роли своеобразного «финансового пылесоса», поглощающего все свободные средства харьковского предприятия. Впрочем, это не первые интервенции «Мегабанка», деструктивно повлиявшие на «Турбоатом». «Эффективной» работе этого банка «Турбоатом», например, обязан потерей возможностей стать флагманом мирового энергетического машиностроения.

Основания опасаться

У Феоктистова есть веские основания считать угрозы в адрес своей семьи серьезными.

Смертность людей, кредитующихся в «Мегабанке» или просто имеющих общие бизнес-интересы с Субботиным, несколько выше среднестатистической. Так, в 1995 году, Субботин с партнерами становится бенефициаром поимки на якобы взятке управляющего банка «Добродий» А.Суворова. Тот попадает в СИЗО, где почему-то переписывает владение банком на Субботина, после чего умирает от сердечного приступа.

Ещё один случай: в 2002 году член Наблюдательного совета «Мегабанка» Александр Шапоренко открывает сеть спортивных магазинов «Спортивный стиль» – под кредиты «Мегабанка». Бизнес отлично развивается, но в 2007 году – в ночь 28 на 29 июня Шапоренко убивают. Официальная версия – ссора с девушкой, к которой директор сети магазинов якобы познакомился накануне. По мнению следствия, девушка 18 раз ударила Шапоренко ножом, после чего тот отобрал у неё нож и этим же ножом нанёс, в свою очередь, смертельные ранения девушке, а затем умер от несовместимых с жизнью повреждений. Версия, безусловно, поражает своим остроумием, но в неё несколько не вписывается тот факт, что покойный был тренированным спортсменом и вряд ли бы стал ждать, пока ему нанесут 18 ударов, чтобы затем отобрать нож. Более того, как свидетельствуют друзья и близкие покойного, Шапоренко не был легкомысленным человеком и не принадлежал к категории людей, знакомящихся с девушками в ресторанах. Однако версии версиями, а магазины Шапоренко скорее всего в ближайшее время отойдут «Мегабанку» - в счёт кредитов.

Можно вспомнить и ещё одного партнёра Субботина – Евгения Потапенко, организовавшего бизнес по торговле автомобилями и автозапчастями, и взявшего кредиты в «Мегабанке». В 2005 году вполне здоровый бизнесмен неожиданно умер. Причина смерти до сих пор официально не установлена, и дело не закрыто. Бизнес Потапенко ушёл в «Мегабанк» в уплату кредитов.

Немало разговоров вызвала и ещё одна странная смерть – Андрея Куцина, экс-директора и акционер завода «Поршень», который умер при неустановленных обстоятельствах, а принадлежащие ему заводские акции ушли в Мегабанк – опять-таки в счёт уплаты кредитов.