От Андрея до Иуды
17.06.2008 15:26
…а герои подвергаются люстрациям и забвению. Однако история - это штука, основанная на фактах. Факты эти, без сомнения, можно трактовать по-всякому, но и они вещь упрямая.

Почти все в сегодняшней Украине знают гетмана Мазепу, как минимум, его предположительное изображение на бумажном червонце. Но немногие в сегодняшней Украине знают его как кавалера уникальной в своем роде награды – ордена Иуды.

Кавалер Андреевский

Для того, чтобы понять всю низость поступка Мазепы, которому исполняется в этом году 300 лет (и Президент готов праздновать эту дату с майданным размахом), необходимо знать степень доверия и любви, которую молодой Петр Первый питал к малороссийскому гетману.

Мазепа, как опытнейший политический игрок, в какой-то мере даже способствовал воцарению Петра, ибо не поддержал Софью и своего благодетеля боярина Голицына во время их попытки перехватить легитимную власть. Петр помнил это, и Мазепа обижен милостями не был. В конце XVII – начале XVIII веков это был один из самых обеспеченных богатеев Русского государства. Преданность подтверждалась правительственными наградами.

В 1699 году в России был учрежден Орден Андрея Первозванного. После визита в Англию, Петр решил создать собственный орден, а внимание царя привлек утративший величие с падением династии Стюартов древний шотландский орден Св. Андрея (Чертополоха). «Мы сей наш орден именем Святого Андрея прозвать за благо изобрели наипаче и для того, что Орден Святого Андрея, яко Патрона и заступника в Шкотской земле, тамо угосился».

Первым кавалером нового ордена стал, по всей видимости, боярин А.Ф. Головин, хотя некоторые историки спорят, что это мог быть как сам Петр, так и его помощники Патрик Гордон или Франц Лефорт.

Однако со вторым в государстве кавалером вопросов не возникает. 8 января 1700 года его получил гетман Иван Мазепа. Орден делал мастер золотой палаты Александр Клерк.

Любопытно, что из немногих дошедших до нас портретов гетмана лишь на одном из них – гравюре 1818 года, которую выполнил А. Осипов, по рисунку Д. Сплитетессера, для книги Д. Бантыш-Каменского «История Малороссии», гетман изображен с лентой и звездой ордена Св. Андрея Первозванного. А потом пришла измена, и появился новый орден…

Кавалер Иудинский

Именно с именем Мазепы связан и первый опыт разжалования «андреевского» кавалера. Кстати, этому мероприятию в нынешнем году также исполнится 300 лет.

9 ноября 1708 года на главной площади Глухова собралось огромное количество народа. Был здесь и император Петр Первый, его военный штаб, представители казацкой старшины, оставшиеся верными присяге. Началась литургия, которую вели три архиерея - митрополит Киевский, архиепископы Черниговский и Переяславский, на литургии был предан анафеме бывший гетман Мазепа. Затем на театральной площади показали театрализованную церемонию разжалования и заочной казни. «Персону оного (чучело гетмана с лентой ордена Святого апостола Андрея Первозванного через плечо) изменника Мазепы вынесли, и сняв кавалерию, оную персону бросили в палаческие руки».

Затем андреевские кавалеры Головкин и Меньшиков взошли на эшафот, разорвали патент на орден Андрея Первозванного, выданный Мазепе, сняли ленту. На чучело надели веревку, за которую волокли его до виселицы, и повесили…

В дальнейшем, с учетом опыта Мазепы, в орденский статут внесли следующий пункт: «Если такой преступник будет в отлучке или убежит, то по троекратном формулярном требовании, в собрании осуждается и определение исполняется над его портретом».

Идея создать «мазепинскую» медаль возникла у императора сразу после победы под Полтавой, когда Петр Первый отдал приказ отчеканить золотые и серебряные монеты «За Полтавскую баталию» и захотел отметить беспримерное предательство своего бывшего соратника, друга и весьма приближенного человека.

Петр надеялся, что сможет взять изменника живым и заранее дал указание Меньшикову, который в свою очередь передал его в Ижорскую канцелярию: «Сделайте тотчас монету серебряну весом в десять фунтов, а на ней велите вырезать Иуду на осине повесившегося и внизу тридцать серебряников лежащих и при них мешок, а позади надпись против сего: «Треклят сын погибельный Иуда еже за серебролюбие давится». И к той монете сделав цепь в два фунта, пришлите к нам на нарочной почте немедленно».

Медаль была изготовлена на Московском монетном дворе мастером «Серебряного дела» Матвеем Алексеевым «из серебра ефимками, четвертаками и полуефимками двенадцать фунтов с полуфунтом».

Необычен был и вес награды – 10 фунтов. Русский фунт в те годы был равен 409,512 грамма, поэтому медаль весила более 4 килограммов, а вместе с цепью в два фунта – 5 килограммов.

Для изготовления медали использовалось монетное серебро европейских стран, так как своего «домашнего серебра» в России еще не было. Петр учитывал все – материал, внешний вид и даже вес медали, должны были соответствовать библейской легенде об измене Христа.

Авторы медали исходили из того, что один сребряник весил 136,3 грамма, что отвечало весу 1 римской литре – 136,44 грамма, которая ходила в римской провинции Иудее, при Понтии Пилате.

Имя Иуды олицетворяло измену и предательство во все времена, но авторы использовали даже южнорусский (украинский) колорит, ведь согласно апокрифичным мотивам, именно осина была наиболее подходящим местом и орудием предателей и самоубийц.

Судьба медали плохо изучена. Известно, что датский посланник Юст Юль видел эту медаль 1 декабря 1709 года на маскараде на шее у придворного шута. Медаль «не нашла героя», и, чтобы не отправлять ее на переплавку, император подарил ее придворному шуту князю Шаховскому, известному любителю серебра, при этом Петр велел носить ее «на большой серебряной цепи, надевшейся кругом шеи…». Интересно, пригодилась бы такая медаль сегодня?